+7 (913) 305-0-000

Вы здесь

Предания старины глубокой (о голубых тюрках Алтая)

В своей книге «Предания старины глубокой (о голубых тюрках Алтая)» А.Суразаков пишет: генеалогическая легенда древних тюрок рассказывает о том, что они произошли от волчицы. В легенде говорится, что предки тюрок были когда-то  разбиты и вновь появились на исторической арене благодаря чудесному рождению от волчицы. Если отбросить мифологическую оболочку, то можно найти объяснение факту невероятно быстрого их возрождения. Кочевые племена, по утверждению советского этнографа профессора Л.П.Потапова, не исчезают бесследно даже в самые драматические времена их жизни, в период войн и поражений, а рассеиваются и вновь появляются, консолидируются под старым или новым названием.

Легенда указывает и на место окончательного сложения древних тюрок. По мнению летописца, донесшего до нас легенду, таким местом являются алтайские горы. Алтай здесь, конечно, нужно понимать в широком плане это Алтай, который входит в состав нашего государства, это Алтай и монгольский и Гобийский.

… Боевые тюркские знамена украшала золотая волчья голова. Понять смысл этого символа можно, если знать легенды о происхождении тюрок. Одна из них рассказывает о том, что предки тюкю составляли отдельный аймак (род). Они являлись потомками древних гуннов под наименованием Ашина. Привольная жизнь рода Ашина не давала покоя соседнему князю. Выбрав подходящий момент, он послал в набег на них свое войско. Род Ашина был разбит. Вражеские воины истребили всех людей, угнали скот. Но во время побоища уцелел десятилетний мальчик. Воины не стали убивать малыша. В то же время, страшась гнева своего кровожадного хана который приказал истребить род Ашина до единого (видимо опасался кровной мести оставшихся в живых), ратники отрубили мальчику руки и ноги и бросили его в травянистое озеро. Здесь, в тяжелых муках он должен был умереть. Давно улеглась пыль за ушедшим неприятельским войском. Мальчик уже потерял сознание, и вот, перед ним появилась волчица. Она обошла вокруг мальчика, понюхала его и скрылась в густых прибрежных зарослях. Через некоторое время она также неслышно появилась, неся в зубах таинственное снадобье. Волчица много хлопотала, залечивая раны мальчику, а когда он пришел в себя, стала кормить его мясом диких животных.


Сколько времени прошло, неизвестно, но до хана долетел слух, что мальчик жив. Как и любой другой злодей, хан был обеспокоен, что сохранился свидетель его необузданной жестокости. К озеру были вновь посланы воины, чтобы уничтожить мальчика. Что стало с последним представителем рода неизвестно, но волчице удалось спастись. Через некоторое время волчица появилась в алтайских горах. В горах находилась пещера, а в пещере — равнина, поросшая густой травой. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей, каждый из которых составил свой род. Один из сыновей волчицы носил прежнее родовое имя Ашина. Человек этот обладал большими способностями и поэтому был избран главой рода. В память о чудесном рождении Ашина выставил знамя, украшенное волчьей головой. Род его постепенно размножился до нескольких сот семейств. По прошествии нескольких колен, некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана.


Есть и другая генеалогическая легенда тюрок. Переводчик летописей Н.Я.Бичурин пишет, что предки тукюеского Дома происходят из владетельного Дома Со, который располагался на севере от хуннов. Старейшину аймака звали Апанбу. Их было семьдесят братьев. Первый назывался Ичжини-нишиду и родился от волчицы. Он обладал сверхъестественными способностями: мог вызвать ветер и дождь. Наделенный магической силой Ичжини-нишиду и жён имел необычных. Одна из них была дочерью духа лета, другая дочерью духа зимы. Дочь духа лета родила Ичжини-нишиду четырех сыновей. (Один из них превратился в Ивиса, другой царствовал между реками афу и Гянь, третий правил при реке Чуси, последний жил при горах Басычу-сиши). Старший сын, обитавший в горах, унаследовал от отца свойства мага и произвел теплоту там, где прежде выпадали холодные росы. Этим он всех спас от холода и его поставили государем над собою под наименованием Тукюе. Далее летопись называет его Надулу. Надулу имел десять жён. Сын младшей жены был назван Ашина. После смерти Надулу его сыновья решили избрать одного из братьев правителем. Выборы проходили довольно оригинальным способом. Все десять сыновей пришли к большому священному дереву и поставили перед собой условие – кто выше всех вспрыгнет на это дерево, тот и будет править. Ашина, хоть и был мал вспрыгнул очень высоко и братья признали его своим государем.

Не смотря на различия, в обеих легендах содержатся сходные элементы. Из тюркских генеалогических легенд мы узнали, что свое происхождение тюрки связывают с чудодейственной силой волчицы. В числе знаменитых предков фигурирует Ашина. И обе легенды указывают на горную страну как на место сложения тюрок, которую современные исследователи относят к системе алтайских гор. Однако легенды легендами, а что же на самом деле происходило в центрально-азиатских степях и горах в середине первого тысячелетия нашей эры.

Древние летописи указывают, что тюкю, или древние тюрки, сложились на основе смешения различных родов кочевавших к югу от пустыни Гоби. В число предков тюкю входили гунны, обычаи которых были сходны с обычаями тюкю. Объединенные племена жили в составе небольшого государства Пинлян, которое существовало с 397 по 439 год. Государством управляли князья, которые происходили от западных гуннов и имели родовое имя Чжуку. После падения государства Пинлян предки тюкю откочевали на север, где приняли наименование тюкю.

В то время господствующее положение среди кочевников Центральной Азии занимали многочисленные племена жужаней, которые создали свое государственное объединение – каганат. В подчинение к жужаням и попали ушедшие на север тюкю. Их поселили на южных склонах Монгольского Алтая, где добывали железо и платили жужаням дань железными изделиями. В первой половине VI века для жужаньского каганата наступил кризисный период, который позволил усилиться племенам тюкю. Значение их поднялось настолько, что южные соседи стали искать пути для установления с тюкю союзных отношений.

Принимая у себя соседей, предводитель тюкю Тумынь весьма нелестно отзывался о своем повелителе – жужаньском хане. Уверенности ему придавала хорошо вооруженная тюркская конница. Добывая железо для жужаней, тюкю, надо полагать, не забывали и себя. Но в то же время Тумынь сознавал, что его войско еще не достаточно сильно и приходилось ждать подходящего случая, который не замедлил появиться в 546 году.

В подчинении у жужаней находились не только тюкю, но и племена теле, которые тяжело переносили жужаньское иго. Жестокое обращение, всевозможные поборы настраивали теле против своих угнетателей. Наконец терпение их лопнуло. Телесские племена восстали и из западной Джунгарии двинулись в Халху, чтобы нанести жужаням удар прямо в сердце. Поход был организован плохо, скорее это был стихийный взрыв народного негодования. Когда теле были на середине пути, из горных ущелий на откормленных боевых конях выехали стройные ряды тюкю, облаченные в металлические доспехи. Теле не ожидали подобного поворота, кроме того, они не собирались воевать с тюкю, от котрых не видели ничего плохого. И 50 тысяч кибиток теле покорились Тумыню…

Материал из книги А.Суразаков «Предания старины глубокой (о голубых тюрках Алтая)»