+7 (913) 305-0-000

Вы здесь

ЧУЯ

р. Чуя — р. Катунь

Пос. Кош-Агач (Ортолык) — р. Чуя (без прохождения Мажойского каскада) — р. Катунь — пос. Чемал (Манжерок) — б — VI, н.- V к. с.
(С прохождением Мажойского каскада — н — VI к. с.)
Протяженность сплава: 380 км
Продолжительность: 10 — 14 дней
Сезонность: май — сентябрь

Вы можете сплавиться по реке Чуя в туре Чуйские ралли и Земля Алтан

В пос. Кош-Агач, находящемся в погранзоне, можно добраться рейсовым автобусом из Горно-Алтайска или самолетом из Барнаула. Первые 50 км сплава — от пос. Кош-Агач до слияния с р. Чаган-Узун Чуя течет, разбиваясь на массу проток, по голым, выжженным солнцем стенам, в низких, местами заболоченных берегах, заросших кустарником и облепихой. В долине много стариц, где встречаются утки.

После впадения Чаган-Узуна слева река резко меняет свой характер: становится полноводнее, возрастает скорость течения, берега сужаются. На протяжении 45 км до моста, ведущего к альплагерю «Актру», почти непрерывно идут пороги, шиверы и перекаты, средний уклон Чуи 4,6 м/км, вдоль реки вьется дорога. Участок носит название Горной Чуи.

Через 6 км ниже пос. Чаган-Узун появляются шиверы, затем каскад порогов, начинающийся между 510 — 509 км трассы Бийск-Ташанта. Всего на участке 26 препятствий, большую часть из которых можно идти с ходу. Надо просмотреть порог №        11 — «Прямой», находящийся у отметки «500,7 км» длиной 500 м, наиболее сложный на Горной Чуе. В русле много камней, с навалом воды на них, пенных ям глубиной более 1 м, косых валов до 1,5 м. За мостом через дорогу из пос. Курай в альплагерь «Актру» река входит в Курайскую степь и вновь разбивается на протоки. Берега низкие, главная опасность на этом участке — завалы. У отметки «457 км» находится плотина Чуйской ГЭС. У отметки «456 км» начинается участок Дикой Чуи, на котором можно выделить Менский и Мажойскй каскады порогов. 2-километровый Менский каскад начинается сразу же после плотины. Здесь мощные препятствия с уклоном до 15 — 20 м/км, с большим количеством камней, валами и ямами до 1,5 м, требующие тщательного просмотра и организации надежной страховки.

Можно выделить 4 ступени, после последней — 2-километровый простой участок и далее Мажойский каскад — сложнейшая часть Чуи. Мажой — это 20-километровое угрюмое ущелье, вверху которого снег лежит даже летом. Ущелье труднопроходимо и имеет каньонообразный характер, в нижней части переходит в каньон с обрывистыми стенками высотой 100 — 150 м. Чуя ревет мощнейшим потоком, продираясь через частокол камней, вспениваясь валами высотой до 4-х м и падая в водопадные сливы. Мажойский каскад начинается сразу за устьем левого притока Чуи реки Маашей (Мажой). Сначала идут пороги средней сложности, имеющие характер прижимов. Участок завершают два сложнейших порога «Суровый» и «Пирамида». «Суровый» пройти чисто очень сложно, многие группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий.

Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км, переходящий в длинный порог «Гарнитур». Это начало сложнейшей части Мажоя. 17 порогов на 5 км требуют тщательной разведки и надежной страховки. Пороги «Сито», «Приманка», «Недотрога» непроходимы в малую и среднюю воду. Плотность препятствий очень высока, иногда в день преодолевается по 500 м. Каскад заканчивается длинным красивым порогом Зайсан, за которым горы расступаются и Чуя выходит в долину.

До с. Чибит на Чуе перекаты и шиверы. Каскад удобно объехать на попутной машине по дороге в Чибит. Следующее препятствие — порог №        30 ( «Сумрачный»), находящийся у отметки «423 км» за правым поворотом реки, имеет длину 600 м. Порог №        31 ( «Буревестник») начинается у отметки «422,5 км» через 400 м ниже «Сумрачного», имеет длину около 300 м и состоит из 2-х ступеней. 1-я почти вся перегорожена огромными «быками», во 2-ой — пульсирующий вал, высотой до 2-х м, за ним яма глубиной до 1,5 м. Порог надо просмотреть. Через 0,5 км ниже устья р. Айгулак у отметки «414 км» — порог №        35 ( «Бегемот») — V — VI к. с. Необходимо причалить при появлении моста, под опорами которого находится первый водосброс высотой 1,5 м. Длина порога около 400 м, условно его можно разбить на 7 ступеней, наиболее опасны 1-я, 3-я и 4-я. Высота пульсирующих валов в пороге достигает 2,5 м, глубина ям — 2,0 м. На 3-ей ступени в сливе — «зуб», куда идет основная струя. Через 2 км начинается порог «Классический» длиной 0,5 км, сразу за ним у отметки «410,5 км» — «Слаломный» длиной около 2 км. В этих порогах приходится маневрировать между глыбами. Высота валов и глубина ям достигает 1,5 м. До порога №        52 можно плыть без разведки.

Порог №        52 ( «Турбинный») — один из 3-х сложнейших порогов Чуи. Он расположен у отметки «370,6 км» и находится за крутым левым поворотом реки. Это мощное препятствие водопадного типа, осложненное камнями в сливах и скалой в русле, делящей поток на 2 части. На протяжении 25 м падение воды составляет 4 м, Заходить в него лучше максимально прижавшись к левому берегу.

В в 600 м ниже «Турбинного» не менее опасный порог «Турклуб Горизонт» в узком скальном коридоре длиной 200 м. Это мощное препятствие со сливами и высокими валами, весьма проблематичное для байдарок, не очень простое и для надувных судов, кончается навалом на скалы правого берега. Последняя на Чуе шивера «Конечная» густо забита камнями и начинается у отметки «367,5 км». Ее длина до 2 км.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. Тула, 1994.