Вы здесь

Паводок на Телецком озере (2010 год)

Собирались в поездку на Алтай долго, много думали куда поехать. Из 3 вариантов: матрасный отдых на Телецком озере, поездка по новой дороге до устья Урсула со сплавом по нему, и третий вариант сплав по Песчаной, выбрали самый первый и самый простой на наш взгляд вариант.

Вроде бы были неоднократно, и зимой по Телецкому на машине ездили, блудили, поздней осенью попадали под снегопады на Бийской гриве и увозили 6 человек по ранней осени с вещами. Здесь нас ждало Телецкое летом, машина рамный джип, с нами еще одна машина. Все должно быть просто, но Алтай нас принял со всей своей неожиданностью.

Началось все за несколько дней еще в городе, Костя, владелец джипа, теряет права и чтобы не откладывать поездку, он вписывает меня в страховку и вот мы уже едем в сторону Таштагола, простояв несколько часов в пробке на выезде из Новокузнецка. Небольшая задержка в Таштаголе, 200 рублей штрафа и мы уже на перевале Бийская грива. Начинаем вызванивать машину из Барнаула, чтобы определиться с местом стоянки, которая, судя по сводкам МЧС залита, на Телецком озере паводок. Договариваемся, что мы едем до Артыбаша и встаем при первой же возможности. Уже за Кебезенем мы видим первые признаки паводка. Вместо дороги отсыпанные дамбы, по которым машины пытаются проезжать. Ночь. Наш экипаж уверенно штурмует участок дороги в несколько км и выезжаем на сухой асфальт. Паводок залил все. Чтобы найти место стоянки, двигаемся в Иогач и поднимаемся вдоль реки Иогачка.

Автодорога Артыбаш — турочак

Водитель второй машины Дмитрий долго нас материл по выходу из своего авто, вспоминая и то как плохо я веду себя на дороге как водитель ведущей машины, как порой много я жму на тормоз и в то же время как порой я мало жму на тот же тормоз.

Слушать не переслушать, а к хорошему разговору по русскому обычаю необходимо налить водки, что мы и начали делать. Пообщавшись до 5 часов утра мы принимаем телефонный вызов от машины из Барнаула, которая просит нас приехать и помочь проехать переправу. Мы думали всего пару минут и вот уже наш автомобиль спешит на помощь. Плюсом у нас опыт проезда этой переправы, минусом можно зачесть 5 часовое ночное общение. И вот мы уже подъезжаем к месту разлива, машины, стоящие за другой стороной переправы и ждущие нас дружно нам аплодируют и начинают фотографировать на телефоны, фото и видеокамеры. За рулем джипа ехал Костя, я же был привезен чтобы занять место водителя в машине из Барнаула, поскольку там водителем ехала девушка Дюша. Вот мы расселись по машинам и поехали проезжать переправу и тут срабатывает наш минус. Джип с водителем Костей начинает тонуть, съехав влево с насыпи в двухметровую яму. Но он сделал свое дело, дорога показана и оставшиеся машины с той стороны переправы проезжают за нами. Я же зарываюсь в грунт и тоже останавливаюсь, меня на веревке дергают назад и я вновь проезжаю участок насыпи, благополучно его миновав. Дальше я направляюсь по асфальту в деревню на поиски трактора. Трактор я искал минут 20, в этих поисках мне помогал егерь заповедника, к сожалению не помню его имени. Мы приехали к дому Коли, который вышел и сказал, что мотоциклисты ночью слили весь запас горючего. После чего мы втроем сели на Дюшину машину и поехали на пристань сливать с лодок бензин. Проделав успешно эту работу, я отвез на остановку егеря, записал его сотовый телефон, чтобы обязательно созвониться с ним и приехать в гости, а сам поехал к трактористу. И вот уже следующий этап того долгого дня, когда я на тракторе еду вдоль Телецкого озера и вспоминаю дежавю, когда мы в феврале этого года заезжали на Абакан при температуре -40 через Бийку и после снегопада также на тракторе ехали в сторону Садринского озера. Пока мы доехали до переправы, к месту скопления авто приехал 66 и помог выдернуть наш джип. Солнце нам улыбалось. Костя садится за руль, проезжает 3 метра и опять сваливается влево. Я вновь бегу за трактористом, который благо не уехал и разговаривал с другими утопленниками. Пока мы возвращались к нашей машине, она уже плыла по крышу, по причине фактора природа + водитель, который посчитал, что джип выедет сам и можно попробовать подвигаться вперед и назад. Для того чтобы зацепить веревку за кузов, мне пришлось нескольк раз нырять в Бию, после чего я нахамил водителю джипа Косте и пошел пить водку, причем запивку добывали тут же, просто черпали стаканом воду на дороге. В этот раз он все-таки выехал на сухую дорогу, правда выехал на веревке за трактором и поехал в наш лагерь. За время спасения машины было утоплено 3 сотовых телефона, один из которых Айфон и зеркальная фотокамера, а также ключи-сигналка от барнаульской машины.

Кафе

Добирались до лагеря мы на ниве, в которую нас залезло 8 человек. Собравшись все вместе на нашей поляне, мы продолжили общение, предварительно помирившись с Костей и рассказав про это приключение несколько раз остававшимся в лагере людям. По плану сегодняшнего дня у нас была поездка в верховья Иогачки либо поход на Третью речку, посмотреть водопады. Поскольку машина стояла сохла после заплыва, было решено пойти на Третью речку, отсутствие продолжительного сна поколебало мою веру с свои силы и я решил проводить до моста пошедших на речку, а самому вернуться спать. Пока мы дошли до моста, народ нашел аргументы и в итоге я пошел с ними, суммарно наше приключение по расстоянию вышло 15 км и от 5 до 6 часов по времени. С собой у нас была разговаривательная жидкость, что позволило силам вернуться в организм и совершить этот нелегкий путь вдоль берега Телецкого озера. Возвращались обратно мы уже по воде, двое наших друзей пошли пешком, а мы с Сергеем и его собакой нашли в кустах браконьерскую лодку, выломали две штакетины и пошли по воде. Попытку пересечь Телецкое мы оставили сразу по причине того, что любая лодка на моторе могла нас кильнуть. Высадились же на берег мы после того, как наша собака выпрыгнула в воду и поплыла. Во время чалки нас с мигалкой догнали Гимс, но мы вовремя причалились и убежали в лес. Люди же наблюдавшие за нами, спрашивали у нашего друга Виталия, который пошел пешком стоимость катания на лодке по Телецкому, но увы он не стал продвигать нашу услугу.

Вернувшись в лагерь, мы встретили моего брата с женой и дочерью, но общение с ними не заладилось по некоторым сугубо личным причинам, которые совершенно не имеют отношения к Алтаю и Телецкому, и поэтому описывать эти события здесь я не буду.

Уснули. Проснувшись на следующий день утром я сразу подумал какой длинный был день, который закончился сильным ливнем, после которого все наши друзья решили уехать, мы же оставались, заручившись словом моего уезжающего брата, что он вернется за нами на моей машине. У нас появилась связь в виде второго сотового телефона моего брата, ну так вот все потихоньку начало налаживаться.

Уехали. Часа через два после их отъезда и после посещения медпункта в Иогаче для снятия клеща с Сергея (стоимость укола имунноглобулина для его веса составила 5,6 тысяч рублей), у нас завелась утопленная машина. Приключения продолжаются, мы поехали в верховья Иогачки смотреть озера таежные. Проехав около 30 км вверх, наша машина начала глохнуть и мы решили, что пословица чем круче джип, тем дальше идти за трактором имеет место и развернувшись поехали вниз. По дороге набрали дров и начали топить костер.

Телецкое озеро

Через несколько часов Сергей, который остался недоволен тем, что ему мало дали порулить джипом наверху, предложил съездить за дровами, после совещания 2 человека проголосовало за, я голосовал против и в итоге оказался прав, джип завезли на камень и посадили. После 2 часовой работы по выкладке под джипом камней и досок с помощью мужиков из соседнего лагеря, которые это все фактически и делали, мы выехали и было решено, что хватит испытывать судьбу.

В эту ночь два обладателя автомашин, Костя и Дюша были мною поженены, поскольку они решили, что я как помощник депутата имею право женить людей. Для меня это уже второй опыт, ранее 3 года назад зимой я благославил силой данной мне людьми и богом двух своих друзей, которые вскоре поженились и живут долго и счастливо. Утром заметив что наш жених и невеста не спят в одной палатке, я решил что пора ехать домой, учитывая то, что нашу машину глушить нельзя, а стояла к этому времени заведенной она уже около 6 часов.

Собрали лагерь и тронулись в путь, переправу проехали благополучно, с двух сторон дежурили МЧС и милиция, насыпь была еще подсыпана и обозначена вешками. Проехав Турочак, мы начали обсуждать планы где нам остановиться, поесть и попить водички. Не доезжая до перевала Бийская грива около 2-3 км наша машина завизжала и остановилась. Я вылез из машины и увидел под днищем огонь, а из капота пошел густой и едкий дым. Выкинув несколько важных вещей, я взял переноску с черным котом и побежал дальше от машины, Света бежала за мной и мы думали об одном, о тех сценах в американских боевиках, когда машина взрывается и героев картины ударной волной отбрасывает на несколько сотен метров. Когда я обернулся, то увидел, что Костя начал машину тушить огнетушителем и остатками воды. Все-таки он не верит американским боевикам.

Побежав вниз звать помощь, я начал останавливать все машины и просить их отдавать огнетушители для тушения джипа-утопленника, а теперь и погорельца. Сбегав вниз к заготовщикам леса, я не вызвал у них никакой реакции, а тем более сочувствия, нас не услышали. Вернувшись на перевал, я увидел кучу народа, который помогал тушить автомобиль. Они помогли затушить и уехали, при этом пообещали сообщить за перевалом о случившимся с нами пожаром.

Посмотрев на эту картину я понял, что нужно Свету и кота вывозить отсюда и возвращаться обратно на своем Форестере, чтобы была возможность передвигаться в сторону Таштагола и иметь минимальную телефонную связь. Остановив Прадо, двигавшийся на перевал, мы рассказали о случившимся и нам было предложено отбуксировать нас в Таштагол, что мы восприняли с большим энтузиазмом. Поднявшись еще на 100 метров вверх, от буксировки Прадо закипел. Подождав и предприняв еще одну попытку, мы в итоге со Светой и черным котом погрузились на Прадо и поехали с ними до Новокузнецка, а Костя остался под перевалом со своим джипом ждать помощь. Проехав перевал, на спуске мы пробили заднее колесо, после чего Александр(тут я не уверен), водитель Прадо, спросил кто из нас грешен, на что мы со Светой в один голос ответили, что наверное черный кот, без которого раньше столько приключений на Алтае с нами не случалось. А Прадику колесо меняли долго, в машине не оказалось родного домкрата и пришлось Прадо в кювет капотом сталкивать, чтобы вывесить задок. Еще какой-то час и мы едем дальше. Не берите с собой в дорогу черных котов.

Поздно вечером нас высадили в 10 км от Новокузнецка, а наши новые попутчки поехали к себе в Киселевск. Ближе к Кузедеево позвонил Костя и сказал, что его дотащили до Таштагола и он ждет на въезде. Вызвонив его друга Мишу, я обстоятельно рассказал ему о случившемся, после чего Миша приехал за нами и отвез нас домой, а сам поехал в Таштагол забирать Костю. Уже сегодня в обед при написании этого отчета Света говорит, что друзья из Барнаула спрашивают не мы ли это те машины, которые затонули ночью на Телецком. Да, это были мы и с нами потонул также автобус, который мы видели в воде еще в ночь с пятницы на субботу.

Сводка МЧС на эти даты: На участке 232 км автодороги местного значения Турочак-Артыбаш превышен критический уровень воды в р. Бия. В течение недели силами Турочакского ДРСУ проводились работы по отсыпке дорожного полотна(отсыпано 2350 м³ гравия). Было задействовано 10 человек, 8 единиц техники. Осуществляет дежурство пост ГИБДД. Дорога в проезжем состоянии.

Все хорошо, что хорошо заканчивается, особенно наши любимые геморрой-туры. Машину сегодня поедут вывозить из Таштагола в Новокузнецк. Всем спасибо за помощь в дороге.

15 июня 2010 года. Новокузнецк – Таштагол – Турочак – Артыбаш

Анисимов Вячеслав, ДеД Алтай