+7 (913) 305-0-000

Вы здесь

Чуйские Ралли

Пожалуй, впервые в истории Барнаульский аэропорт стал весной 1989 года ненадолго международным. Более полутора сотен туристов-водников из двенадцати стран мира выгрузились здесь непогожим апрельским утром. Тепло дружеской встречи явно омрачилось выпавшим за ночь совершенно зимним снегом. Но впереди всех ждал захватывающий сплав по Чуе, а потому на причуду погоды никто не обратил внимания. Итак, впервые в 1989 году «Чуйские ралли» — традиционные соревнования туристов-водников Алтая, Сибири, Дальнего Востока проводились, так сказать, в экспортном варианте. На пороге Буревестник запестрели невиданных форм палатки, по струям заскользили верткие пластмассовые каяки и разноцветные «рафты». Возникла небывалая прежде слаломная трасса: ворота были всего лишь двух типов — для прохождения снизу и для прохождения сверху. И начались старты.
 

Активные туры по Чуе и Катуни:

Вся Катунь - с мая по сентябрь от 12500 рублей за 7 дней

Сплав по средней Катуни от 6000 рублей за 1 день

Сплав по нижней Катуни от 12500 рублей 5 дней

Сплав по Чуе от 14000 рублей 3 дня

тел. 8-913-305-0000

Большинству советских команд Чуя была хорошо знакома, в том числе и по лучшим дням своим, когда вода, не в пример нынешней, бывала высокой и мощной. Американцы же были несколько даже разочарованы. Осмотрев Буревестник, они оценили его всего лишь«троечкой», не больше. Словом, ничего сверхъестественного не ожидалось. Но стоило первым экипажам выйти на старт…

Впрочем, обо всем по порядку. Организаторы международных«Чуя-ралли-89» от СССР — Алтайское туристско-экскурсионное производственное объединение «Алтайтурист» и московский кооператив «Лаборатория приключений» при Советском фонде мира — едва ли предполагали, что конкурентами на чуйских трассах окажутся столь разнообразные конструкции. У советских команд это разнообразие предполагалось: в условиях полного отсутствия серийного снаряжения каждому любителю спортивного сплава приходится мастерить судно самому. Естественно, что одинаковыми они не получаются. Но все же и принципы общие есть, и техника гребли похожая. И вдруг на трассе появляется катамаран с одним гребцом, который работает… распашными веслами! В другом варианте центральному загребному помогал традиционный экипаж катамарана-четверки. И уже совсем оригинально управлялся «рафт»: загребной, сидя высоко над бортами, работал распашными веслами, а четверо или шестеро его помощников, вставив ступни в специальные зацепы на днище, перегибались за борт и, выделывая веслами немыслимые приемы, заставляли «рафт» то нестись вперед, то вращаться на месте, то смещаться вбок. Перед судейством немедленно встала неразрешимая проблема: как оценивать соревнования плотовиков? Ведь участвовавшие в них «рафты» в отличие от наших конструкций имели положительную скорость, а значит, стопроцентно выигрывали по времени… Непросто было и с катамаранами. Познакомившись с идеей двух спаренных баллонов лишь в 1988 году во время совместной с нашими водниками экспедиции по Чулышману, американцы привезли на Чую собственную интерпретацию судна, удачную лишь одним: крайней простотой изготовления (прямоугольная рама стягивает два баллона из ПВХ, надутые непосредственно без надувного вкладыша). Легкая эта конструкция мялась и гнулась в жесткой воде, а при наездах на камни частенько ломалась. Иное дело катамараны с распашными веслами. Скорость они имели, несомненно, большую, нежели наши, а «одиночки», пожалуй, и в маневренности превосходили советские конструкции. И, конечно, каяки каякеры!) могли дать фору любому из наших участников. Укороченные (3,5 м в длину) пластмассовые (не стеклопластиковые!) каяки «Альфа», «Пиранья», «Дэнсер» и «Прийгон», созданные специально для большой воды, чувствовали себя в ледяных объятиях весенней Чуй как в родной стихии еще и потому, что управляли ими классные слаломисты, в большинстве своем профессиональные гиды-проводники по рекам. Наши же слаломисты на Чую приглашены не были. Но и те, кто занимался ТВТ, сумели-таки составить достойную конкуренцию гостям. Шестое место, занятое в классе каяков Александром Глытенко из подмосковных Люберец, — результат, вполне достойный великолепного приза: фирменного каяка, врученного экс-чемпионом мира по гребному слалому Тони Прийоном.

Так что заезды на трассах «Чуя-ралли 89» шли с переменным успехом. Примерившись, друг к другу на пороге Буревестник, участники стартовали в полную силу на длинной 8-километровой трассе с ориентированием между порогами Буревестник и Бегемот. Вторая слаломная трасса — на Бегемоте — принесла, успех в основном зарубежным

участникам, а в последовавших за соревнованиях по спасработам оказал впереди советские команды. В итоге в командном зачете первенствовали горьковчане, второе место заняли экипажи из Новой Зеландии, третье досталось английским спортсменам.

Но интернациональные«Чуйские ралли» стали не только дебютом наших водников на международной арене. Немало полезного для себя увезли туристы, пообщавшись друг с другом. Несомненно используют они и идеи зарубежных изобретателей средств сплава, тем более, что кое-какие образцы иностранного снаряжения были там же, на Чуе, проданы с молотка. Да-да, самый настоящий аукцион был организован под занавес соревнований, и азарт на нем был совершенно неподдельный. Думаю, что и зарубежным участникам соревнования «Чуя-ралли» дали немало. Сколько контактов завязалось, сколько предложений отправиться в совместный поход сыпалось с обеих сторон! А с каким интересом рассматривали американцы, канадцы и замбийцы катамаран-двойку московской команды «Советские путешествия» — изобретение ребят из Тушинского клуба туристов! Пусть не налажен пока механизм обмена техническими идеями, пусть контрабандой развозятся они по миру — приятно уже то, что далеко не по всем параметрам отстаем мы от Запада. Понравились иностранцам и соревнования по спасработам — наглядная иллюстрация нашей идеи о том, что туризм дело коллективное, дело друзей-единомышленников, а не самоуверенных суперменов-одиночек.

Словом, шаг навстречу друг другу, большой, значительный шаг, был сделан.«Совместный сплав по бурным рекам, — сказал генеральный директор американской фирмы „Проджект РАФТ“ Джиб Эллисон, — необычный, но, по-моему, верный путь к достижению взаимопонимания между людьми». И с ним нельзя не согласиться.

 

Автор А. Л. Ладыгин Фото автора и Д. ЛуговьераАльманах«Ветер Странствий» №     25 1990г. Cоставители М. Ю. Васильев, П.П. Захаров (материал взят с сайта Сибирские ЖАБЫ)