+7 (913) 305-0-000

Вы здесь

Научная фотоэкспедиция Джулукуль

Участники экспедиции осуществили совместные научные исследования на территории Алтайского заповедника по учету курообразных в начале выводкового периода в условиях высокогорной тундры.

На территории КОТР (ключевой орнитологической территории) «Джулукульская котловина» удалось провести количественный учет птиц в пяти местообитаниях: тундростепь, тундростепные ассоциации с выходами скал, ерниковая тундра, берег водоема и водоем. Всего научными сотрудниками было отмечено 37 видов птиц из 19 семейств и 9 отрядов, в том числе степной орел и беркут, а также виды из Красной книги Республики Алтай – чернозобая гагара (Gavia arctica), большой баклан (Phalacrocorax carbo) и лебедь-кликун (Cygnus cygnus). По предварительным собранным данным в сухопутных местообитаниях доминирует белая куропатка (Lagopus lagopus) и варакушка (Luscinia svecica); в водных и околоводных – горбоносый турпан (Melanitta deglandi) и травник (Tringa totanus). При обследовании местообитаний в ерниковой тундре было отмечено 45,1 особей белой куропатки на 100 га, 3 летных выводка, от 2 до 8 птенцов в выводке. Бородатая куропатка: В местообитании «тундростепь с выходами скал», на 5 км. маршрута  было отмечено 104,0 особи бородатой куропатки на 100 га, встречен 1 выводок из 10 птенцов.

На территории кластера заповедника «Убсунурская котловина» (Республика Тыва) были отмечены три вида птиц, включенных в Красную книгу Российской Федерации – степной орел (Aquila nipalensis), беркут (Aquila chrysaetos) и бородач (Gypaetus barbatus).

Для изучения сурка в районе Джулукульской котловины научные сотрудники впервые использовали автомобильный видеорегистратор с питанием от батарей NOKIA BL-4C и гелевый аккумулятор емкостью 5 АЧ. Для снятия полученной информации использовался нетбук. Запись велась в формате VGA. Видеорегистатор устанавливался у нор сурка с 11.00 до 17.00.

Место проведения: Республика Алтай, Улаганский район, озеро Джулукуль.

Организаторы: туроператор Большое Путешествие совместно с Алтайским государственным заповедником при участии портала ДеД Алтай.

Справка. Джулуку́ль — высокогорное озеро на востоке Республики Алтай, второе по величине озеро республики. Находится в верховьях реки Чулышман на высоте 2176 м. Длина озера — 10 км, ширина — 3,5 км, площадь около 30 км², глубина — 7 м. Озеро моренно-подпрудного происхождения. Берега низмены, заболочены, заняты карликовой березкой и травами. Джулукульская котловина является уникальной природной лабораторией для изучения древнего оледенения Горного Алтая. Озеро изобилует рыбой. Большой интерес представляет птичий базар — единственный на Алтае, где гнездятся редкие виды птиц: бакланы и чайки, всего около 350 видов птиц.

15 июля участники экспедиции встретились в селе Соузга Майминского района. Знакомство участников экспедиции, которые собрались из разных городов Российской Федерации: Новокузнецк, Кемерово,  Барнаул, Москва прошло на берегу реки Катунь, которая как всегда поразила своей красотой. Во время знакомства участники экспедиции провели инвентаризацию оборудования,  распределили снаряжение.

16 июля команда разделилась на две группы: первая уехала в управление Алтайского заповедника в г. Горно-Алтайск, чтобы забрать научных сотрудников и перегрузиться на экспедиционный автомобиль ГАЗ-66. Вторая группа в это время продолжала знакомство на Чуйском тракте.

После загрузки снаряжением экспедиционный автомобиль сломался. Чинили средство передвижения общими усилиями. В процессе ремонта к машине подошел черный котенок, который был накормлен большим куском колбасы, тогда еще котенок не был опознан знаком судьбы. После шести часов изучения топливной системы, автомобиль завелся и повез первую группу на встречу ко второй.

Соединившись, обе группы продолжили знакомство с сотрудниками заповедника, которые вызвали неподдельный интерес своими внешними данными и научными познаниями.

Знакомство и обсуждение планов экспедиции проходило на легендарном Чуйском тракте.  Во время движения участники проехали Семинский перевал (самую высокую точку Чуйского тракта, высота 1717 м., алтайское название Дьал-Меку (Вечная Грива) и перевал Чике-Таман (Высота 1295 м, южно-алтайское название «прямая подошва». До начала 20 века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги датируемой  10-12 веками, которую посетили участники экспедиции).

Первая ночевка на Чуйском тракте была на реке Большой Ильгумень. Дружно готовили борщ, изучали конструкции палаток, готовились к встрече с мечтой: кто-то  мечтал увидеть бакланов, кто-то  снежного барса, однако никто не предполагал, что дорога затянется на пять дней вместо запланированных полутора.

17 июля. Ранний подъем. В течение всей экспедиции участники придерживались режима: подъем в 7 утра, с 9 утра – научные работы, установка лагеря в 8 вечера.

Во время дальнейшего переезда были осмотрены достопримечательности вблизи села Иня: курганные и безкурганные захоронения, ининские стелы, использовавшиеся в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса, а также ининский подвесной мост, построенный в 1936 году и ставший первым двухцепным висячим мостом в мире.

Следующими остановками экспедиции была стрелка рек Чуя и Катунь, а также Курайская степь для осмотра ледника Актру (в переводе с алтайского означает Белый дом, одна из основных вершин Северо-Чуйского хребта, высотой 4044 метра).

В селе Кош-Агач экспедиция оформила документы для въезда в пограничную зону и свернула с Чуйского тракта в долину реки Бугузун. В Кокоря за 100 рублей были установлены дружеские отношения с местными жителями. Произведен обмен любезностями и заверениями в вечной дружбе.

После села Кокоря экспедиторы заготовили дрова. Во время заготовки дров группу посетил сотрудник ФСБ для проверки документов. Обмен верительными грамотами состоялся не в полном объеме – представитель власти свои документы решил не предъявлять. Заночевали на реке Бугузун между двух казахских юрт. Стоянка запомнилась не только «фен-шуйным» местом, но и большим количеством эдельвейсов.

18 июля на бывшей пограничной заставе между СССР и Тывой (Республика Тыва вступила в состав Советского Союза только в 1944 году) наша экспедиция встретила группу ученых, которые изучали изменения климата Алтайского заповедника. С ними был согласован маршрут движения автотранспорта с корректировкой на погодные условия.

На перевале Бугузун (Хребет Чихачева, высота 2600 м.) экспедиция покинула территорию Республики Алтай и вступила на территорию Республики Тыва.

Нами был выбран сложный кольцевой маршрут, на котором экспедиция дополнительно посетила самое крупное в Тыве озеро Хиндиктиг-Холь (по тувински «Озеро с пупом». Длина озера 14,9 км, ширина 8,6 км, площать 66 кв.км. Расположено у подножья горного массива Монгун-Тайга, что в переводе с тувинского означает «Серебряная гора». Это самая высокая точка Восточной Сибири, высота его 3976 метров над уровнем моря).

Во время первого дня в Тыве экспедиция побывала на берегах озера Ак- Холь, недалеко от которого паслось стадо сарлыков. На слиянии рек Какпак и Моген-Бурен, вытекающей из озера Хиндиктиг-Холь, группа потеряла направление движения и была вынуждена прибегнуть к помощи местного «техасца», рыбачившего неподалеку. «Техасец» показал экспедиторам броды. Дальше дорога шла через заболоченные участки. 100 метров которых порой удавалось проезжать за 2,5- 3 часа.

День закончился ночевкой на озере Чуслуг-Холь. Первые музыкальные вечера под гитару и ночевка некоторых членов экспедиции под открытым небом.

19 июля. День преодоления препятствий начался с ремонта карбюратора автомобиля и продлился до обеда. После обеда заболоченные участки перемежались со скалистыми горами. Перепад высот во время движения на «ГАЗ-66» составлял до 400 метров. Максимальная высота составляла 2600 метров над уровнем моря.

В пути встретились несколько курганных захоронений, множество черепов сарлыков, с которыми все участники экспедиции с большим удовольствием фотографировались на память. Итогом дневного пути был исток реки Моген-Бурен, на берегах которой в конце дня и был разбит лагерь.

Группа, приготовив туристический ужин, отправилась кататься на каноэ на озере Хиндиктиг-Холь. Вечером этого дня было принято решение о том, что автомобиль после доставки участников экспедиции до границы Республики Алтай уедет обратно, а группа продолжит движение по кольцевому маршруту пешком.

20 июля. С утра в небе появились дымка и перистые облака, что подтвердило не только опасение экспедиторов насчет ухудшения погоды но и мысль о том, что машину надо отправлять обратно на участок сухой дороги.

В этот день предстоял переезд до цели экспедиции — озера Джулукуль. На смотровой площадке между озерами Джулукуль и Хиндиктиг-Холь члены экспедиции пробовали разбудить идейного вдохновителя поездки Романа Мельникова, который ждал встречи с озером долгих три года, но, по иронии судьбы, именно в тот момент, когда озеро предстало во всей красе, заснул богатырским сном и отказывался просыпаться, не веря в то, что экспедиция прибыла в пункт назначения.

На смотровой площадке, являющейся границей двух республик, экспедиция разделилась: автомобиль «ГАЗ-66» отправился на сухую дорогу, а научный сотрудник Юра отправился на гору Макату, для установки видеорегистратора на сурков. За пять часов им было отснято 14 ГБ видео комаров, озера Лакэяж, атакже в кадр попали обыкновенная каменка и один молодой сурок.

Оставшиеся участники группы начали спуск к озеру, который поражал большим обилием птиц. Стаи птиц буквально вылетали из-под ног экспедиторов. Спустившись к озеру, где должен был установлен лагерь, участники разделились еще на две группы: основная группа осталась на берегу озера для организации лагеря, подготовки стихотворного вечера и установки 50 ловушек для учета мелких млекопитающих. Елена и Роман отправились устанавливать ловушки, орнитолог Олег ушел за вещами Юрия, и был удивлен обилием не только Юриных вещей, но и своих собственных, которые случайно выгрузили из автомобиля.

Вячеслав, Сергей и Настя ушли под Шапшальский хребет (горный хребет на границе Республики Алтай и Тыва. Служит водоразделом системы Оби (река Чулышман) и левых истоков Енисея (реки Алаш и Хемчик). Длина около 130 км. Высота до 3507 м.) для утреннего восхождения на перевал Шапшал. Из-за отсутствия дров воду с большим количеством белого планктона пришлось кипятить на газовой горелке и подкрашивать киселем. Выпитый кисель вызывал желание пользоваться нитью для зубов. К вечеру начался ураган и штормовой ветер, после которого разразился ливень.

Утром 21 июля к группе, стоявшей под перевалом, пришел вновь испеченный лаборант- микромаммолог Роман, окруженный тучей комаров. Он допил остатки кисельного планктона и предложил прогуляться с ним, на что группа согласилась – так как ввиду высокой облачности в горах, восхождение на перевал было решено отменить.  После прогулки группа соединилась с остальным лагерем, где обсудила ночной визит тувинцев, которые при попытке задержания их Олегом скрылись, прихватив с собой резиновые сапоги и железную кружку.

Весь день шел проливной дождь, из-за которого члены экспедиции не смогли осмотреть колонию больших бакланов на острове в центре озера Джулукуль и занималась изучением млекопитающих, попавшихся в ловушки. В результате обследования первой линии ловушек были обнаружены птенец белой куропатки, серая полевка и бурозубка (землеройка). После обследования птенца белой куропатки выпустили в том же месте, где и поймали. Мелкие млекопитающие были подвергнуты зоологическому обследованию. Для привлечения млекопитающих в ловушках использовались хлеб и подсолнечное масло.

Шквальный ветер и ливень продолжался весь день. До обеда фронт заходил со стороны Чулышмана, после обеда со стороны Монгун-Тайги.

22 июля дождь закончился, однако шквальный ветер продолжался и позволил членам экспедиции сделать несколько увлекательных снимков с улетающими тентами от палаток, которые некоторые участники предлагали запустить, как китайских змеев. Температура окружающей среды была +8С.

При окончательном сборе ловушек были обнаружены птенцы белой куропатки и желтоголовой трясогузки.  По плану, до обеда группа должна была выйти к автомобилю, который ждал у подножья горы Макату.

От озера Джулукуль до горы Макату группа дошла за 4 часа. Пообедав вкусным борщем и загрузившись на «ГАЗ-66» экспедиция отправилась ночевать на реку Бугузун.  Переезд составил 4,5 часа, в отличие от дороги туда, которая заняла три дня. Во время переезда был посещен  ледник в долине реки Телиг-Оюк.

Вечером членов экспедиции ждал праздничный ужин, презентация сочиненной Евгением песни про озеро Джулукуль, а также праздничный салют из оставшегося газа, во время которого в небо было запущено железное ведро.

После запуска салюта в гости заглянули алтайцы из находившегося неподалеку маральника. Их интересовали дальнейшие планы экспедиции. Гости были успокоены, напоены компотом и накормлены вафлями.

23 июля в долине реки Бугузун экспедиция встретила стадо диких верблюдов и провела с ними фотосессию.

Последняя ночевка фотоэкспедиции Джулукуль была организована на реке Урсул Онгудайского района, после чего члены экспедиции вернулись в столицу Республики Алтай город Горно-Алтайск и разъехались по домам.

Состав: Алексей Гусев, Виталий Матвеев, Роман Мельников, Евгений Шанин, Константин Савельев, Вячеслав Анисимов, Сергей Шерышев, Вера Тарасова, Анастасия Мартынова и научные сотрудники Алтайского государственного заповедника Олег Митрофанов – старший научный сотрудник, орнитолог, Елена Горбунова – научный сотрудник, терриолог, Юрий Калинкин – гоударственный инспектор, научный сотрудник, терриолог.

Анисимов Вячеслав, 2011 год