+7 (913) 305-0-000

Вы здесь

Поездка на плато Укок (дневник туриста)

16.07.12 Время 0.38

Полным ходом идет сбор к поездке в Горный: на кровати беспорядочно валяются вещи – все, что необходимо для двух недельного пребывания в горах, на столе — заранее составленный список тех самых вещей, допитая бутылка вермута и немного денег на карманные расходы. Настроение уже не трезвое, в голове хаос, но укладка в рюкзак идет по плану, методично — самое главное, ни чего не забыть.

Приглашаем в автомобильное путешествие Долина Актру и Сакральный Укок от 40000 рублей за 10 дней

тел. 8-913-305-0000



17.07.12 время 7.00

Утро солнечное, состояние легкого похмелья, температура за бортом — 25-30С. К 8.00 подъехало такси. Загрузив в него багаж, мы двинулись на Барнаульский вокзал, где был назначен общий сбор в 8.30. Проблемы мегаполисов добрались и до нашего городка: в 8.30 мы попали в утреннюю пробку, поэтому на Барнаульский вокзал мы прибыли к 9.00.




17.07.12 Время 10.00

После часа ожидания, группа из пяти человек собралась в полном объеме. В неё вошли жители Алтайского края, Кузбасса и Новосибирска. Уложив снаряжение, автомобиль взял курс на второй по величине город в Алтайском крае Бийск.


17.07.12 Время 13.30

Остановка в Бийске. Пополняем запасы продуктов и медикаментов. Ценовая политика в магазинах Бийска ни чем не отличается от цен Барнаула: широкий ассортимент и есть все, что необходимо. Через полчаса прощаемся с Бийском и держим курс в сторону Республики Алтай по трассе М 52. «Чу́йский тракт» является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.



17.07.12 Время 13.39

Делаем остановку, чтобы пообедать в селе Сростки в кафе Калина Красная. Уютное небольшое кафе на Чуйском тракте, рассчитанное примерно на 40 человек. Кухня не дешёвая, но все сделано по-домашнему. В среднем, обед для взрослого мужчины будет стоить примерно около 250 рублей. Также рядом с кафе имеется гостиница, где можно отдохнуть с дороги и переночевать.

Небольшая справка по маршруту нашей Экспедиции: В Экспедиции участвуют 6 человек, включая Водителя. Группа собирается в г Барнауле далее на микроавтобусе добирается до деревни Чепош там пересаживаемся на УАЗ (таблетку) и по трассе М52 едем в сторону Акташа, далее — посещения Альплагеря Актру, и плато Укок. Возвращение обратно в Чепош и далее в Барнаул. Общий путь 2500км по времени 10 дней +2 дня Запас.



17.07.12 Время 15.40

Прибываем в село Чепош.



Чепош в переводе с алтайского «смирный, тихий» или по легенде переводится как «вот те на».

Легенда: Ехал алтаец по берегу Катуни в Чемал. Было очень жарко и всаднику хотелось пить. Берега у Катуни обрывистые скальные, спускаться трудно. Ехал, ехал, а напиться негде. Но вот на пути его легла маленькая серебряная речушка. Вода холодная и вкусная, как в ручье у вечных снегов (Ледник). На другой день алтаец поехал из Чемала домой. И опять захотел он пить. И опять ему было лень спускаться к Катуни. Ждал речку с холодной и вкусной водой. Подъехал он к знакомому месту, а речки уже нет — высохла вся до капли. «Чепеш (вот те на)!» — удивился алтаец. Через некоторое время на этом месте поселились русские и первые крещеные алтайцы. А деревню стали называть «Чепош» (вот те на).

Население села 756 чел. Основано в 1800г. Чемальский район, Само по себе расположение этого села очень удобно: оно находится почти в середине курортной зоны Республики Алтай между Бирюзовой Катунью и Чемалом, в сосновом бору на протяжении 2 км вдоль реки Катунь. За рекой отвесные скалы с очень красивыми видами. В селе полно туристических баз и зон отдыха, есть продуктовые магазины, медпункт, активно работающий клуб, средняя школа, почта. Село находится в зоне покрытия всех телефонных операторов и есть пункт Международной связи. В основном в Чепоше проживают русские и алтайцы, род их занятий — туристический бизнес и животноводство.

В деревне нас радушно встретил водитель нашей Экспедиции Виктор. Худощавый, крепкий, добродушный человек, любезно разместил нас в гостевом доме. Строения в селе не чем не отличается от построек в Алтайском крае, единственное отличие это материал лиственница который придает темно черный насыщенный цвет домам из бруса или кругляка.

К дому прилегает примерно 15 соток на 5ти из которых засеяна картошка, рядом с домом стоит большая беседка на 20 человек с мангалом, в 150ти метрах от дома протекает река. В июле в Республике Алтай больше всего туристов. Чистый воздух, очень вкусная родниковая вода, ощущение свободы и начало долгожданной экспедиции на Плато Укок. Вечером по традиции песни под гитару, костер, ужин и немного согревающего.



18.07.12 Время 8.00

Встали рано, решили не завтракать. Сбор занял около часа. Утрамбовав «таблетку» рюкзаками выдвинулись в сторону населенного пункта Акташ. Нам предстояло преодолеть около 300 км по трассе М52. Дорога федерального значения широкая отличная средняя скорость движения УАЗика 100-120 км в час.



18.07.12 Время 11.00

Остановка на Семинском перевале

Семинский перевал находится на 583-м километре автодороги М-52 «Чуйский тракт». Алтайское название — Дьал-Меку (Вечная грива) Высота перевала — 1717 м, Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м н.у.м.) и Вершина Тияхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное, а с севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта.



Погода на Семинском перевале в большинстве случаев пасмурная, постоянно дуют ветра, нашему взору сразу открываются торговые палатки с сувенирами и пирожками. На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. В стороне от трассы, за снегосдерживающими щитами, виднеются горнолыжная трасса и база где тренируется Российская сборная горнолыжников. Говорят, ранее Семинский перевал был труднодоступным местом, зимой на вершине лежал снег, а по весне все вокруг превращалось в болото, и прежняя дорога обходила вершину Тияхты стороной и так было до двадцатого века. Семинский перевал памятник природы, он ценен, прежде всего, как природный комплекс — рубеж Северного и Центрального Алтая. Перевал находится к югу от границы Шебалинского и Онгудайского районов Республики Алтай.



18.07.12 время 12.00

Остановка на перевале Чике-Таман

Чике-Тама́н (южноалт. чике «прямой» + южноалт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта.



Скажу больше — по моему мнению, это, наверное, один из красивейших перевалов в Республике Алтай. Новую трассу проложили в 1984 году, это был долгий и трудоемкий процесс: для строительства пришлось взрывать скалы и перевезти около 500 тон грунта. Первая дорога покрытая щебнем была заложена в 1925г, что позволило открыть автомобильное движение. До этого ходили только повозки. Дорога насчитывала до двадцати пяти крутых поворотов и была небезопасна.



18.07.12 время 13.00

Прибываем в поселок Акташ

Цель остановки в этом населённом пункте — комендатура ФСБ, где оформляются пропуска в приграничную зону (Плато Укок находится на границе 4-х государств). Хочу заострить внимание всех туристов и путешественников, которые планируют выезд в приграничные зоны: пропуск в приграничную зону делается за месяц до поездки.

Поселок Акташ (южноалт. Ак Таш — «Белый камень») — село (до 1994 г. — посёлок городского типа) в Улаганском районе Республики Алтай. Расположен на южном склоне Курайского хребта. Население — 3,6 тыс. жителей (~2000г). Основан был для добычи ртути, лесозаготовок, переработки древесины. В поселке находится 75-й Акташский пограничный отряд КЗабПО, охраняющий границу с Китаем, Монголией и Казахстаном. Село расположено на 788 км Чуйского тракта. Здесь имеются почта, телеграф, магазины, рынок, кафе, гостиницы, АЗС, филиал Сбербанка РФ. Сотовая связь — Билайн, МТС, МегаФон.

Основные предприятия: ГУ «Эл Телком» РРЦ-17, Дорожное Ремонтро-Строительное Управление (ДРСУ), войсковая часть № 2080 (Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай), Межрайонная больница, школа.

Посёлок Акташ расположено на 788 км Чуйского тракта. Направо по долине реки Чибит, через «Красные ворота», вдоль озера Чейбек-Коль уходит Улаганский тракт в село Усть-Улаган.

Список нашей Экспедиции изменился: из 8 ми заявленных участников поехали пять человек и, буквально за две недели, к нам прибавился новый человек водитель УАЗ Виктор. Поэтому оформление пропуска (разрешения) затянулось до 16.45. График работы Комендатуры ФСБ с 8.00 до 17.00 с двухчасовым обедом. Полуденное солнце просто сжигало, мы все искренне надеялись успеть до обеденного перерыва, но наши надежды были тщетны. В поселке достаточно много мелких магазинчиков, цены отличаются от цен в Чепоше, основная часть населения алтайцы, русские в основном сотрудники пограничного управления.

Пока мы ожидали свои пропуска, на КПП стала собираться очередь из туристов. Техника была разная но хорошо подготовленная это были как отечественные внедорожники Нива, УАЗ, (Шишига) ГАЗ-66, так и импортные автомобили Тойота, Сузуки, Нисан, Митсубиси. К четырёхколесным монстрам прибавились мотоциклисты на двух БМВ, из разговора и снаряжению было ясно, что люди едут на плато Укок.

В 16.45 нам вынесли долгожданные пропуска, кто бы мог подумать, что оформление может занять столько времени.

18.07.12 Время 19.00

Наш маршрут пролегал 20 км по Чуйскому тракту, далее возле села Курай (Село в Кош-Агачском районе Республики Алтай), мы свернули с трассы направо. Любопытно заметить, что название села схоже с башкирским и татарским духовым музыкальным инструментом. По классификации музыкальных инструментов, Курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых.

Курай

За поселком открылся вид на Курайскую степь. После обильных паводков многие мосты размыло и последствия стихии видны невооруженным взглядом.

Курайская степь — межгорная котловина на юго-востоке Республики Алтай, в среднем течении реки Чуи, между Курайским и Северо-Чуйским хребтами. Степь представляет собой дно достаточно глубокой межгорной котловины, находящейся на высоте 1500—1600 м над уровнем моря, имеющей до 20 км в поперечнике, окруженной с юга Северо-Чуйским хребтом, а с севера — Курайским. Растительность степи напоминает степи Монголии большое количество грызунов и перелетных птиц: аисты и журавли часто селятся у берегов рек и озер. Сама Курайская степь интересна своим необычным ландшафтом, научно доказано, что рельефы степи образовались 15 тысяч лет назад при сходе двух больших ледниково-подпрудных горных озер. Рельеф представляет собой один из самых экзотических элементов делювиального морфолитологического комплекса.

Курайская степь

Температурные режимы резкоконтинентальные (по простому днем жара от 40 градусов, ночью падение до +5). Проезжая по степи мы два раза переезжали брод. Конечная наша цель был Альплагерь Актру. Проехав 25 км, мы приблизились к броду на Перевалке.

Перевалка представляет собой туристическую базу с территорией для кемпинга. Обслуживающий персонал базы — жители близлежащего села Курай, в основном алтайцы. На базе находится техника: грузовые и легковые автомобили повышенной проходимости для заброски туристов и альпинистов до высокогорного Туристического лагеря Актру. Также на базе есть баня и охраняемая стоянка. К Перевалке мы подъехали к 19.00 было ещё тепло, мост через реку Акрту был разрушен, вброд переехать в данное время суток было невозможным — уровень воды был велик. Мы приняли решение встать в 7 км от Перевалки и разбить лагерь. Ночью температура падает до +5 градусов, уровень воды снижается, и переехать бурлящую реку, которая днем кажется непроходимой, вполне возможно. Мы нашли подходящее место, развели костер, приготовили уху, достали гитару, и с этого момента началось более тесное знакомство друг с другом.

Как я уже упоминал ранее, группа состояла из 6-ти человек: ваш покорный слуга в обычной жизни фотограф; Сергей Шерышев (он же Серж) по профессии (специалист по туризму), мой старый добрый друг, которого я знаю со школы, он же старший группы; Ника Белозерцева -сотрудник банка, туристка со стажем, по образованию то ли археолог, то ли музеолог, спортсменка, ну и просто красивая девушка; Вячеслав из Новосибирска- директор строительной компании, турист и охотник; Вячеслав Анисимов из Новокузнецка — руководитель туристско-информационного центра Шерегеш, активный водник, участник многих экспедиций в Республику Алтай, активный деятель по охране и защите редких животных на территории Алтая, заядлый турист; Виктор — водитель автомашины УАЗ, охотник, рыболов.

Под куполом звездного неба, через вершины кедра, луна освещает белоснежные пики Северо-Чуйского хребта, искры костра взмывают в небо, шумит бурная река Актру. Мы долго спорили о том, куда в первую очередь нужно было ехать: на Укок или на Актру. Все дело в том, что на плато Укок ехать одной машиной чертовски рискованно — заболоченное место может стать конечным пунктом прибытия. Через четыре дня ещё одна экспедиция с гостями из столицы (наши друзья) тоже планировали быть на плато. В итоге все единогласно согласились до прибытия второй машины провести эти 4-ре дня на Актру. Костер догорел, стало прохладно, после исполнения одной и той же песни в третий раз, я почувствовал усталость, да и долгое изматывающее ожидание пропусков в Акташе дало о себе знать, и я отошел ко сну.



19.07.12 время 7.00

Подъем прогремел кастрюлями в 7.00, солнце показалось на горизонте, по палатке стекали крупные капли росы, которые переливались, сверкая на солнце. Я — счастливый обладатель двухместной палатки Алексика ронда 2. При выборе палатки я делал акцент на качество и вес, выбирал неспеша потому что до сих пор считаю, что отдых не должен быть испорчен непогодой. Дорогие друзья, добавлю, что от того какое снаряжение вы возьмете в горы, будет зависеть многое.

Этим утром мы решили не завтракать, так как через 20 км подъема мы можем быть уже в Альплагере. Сборы заняли 15 минут. Вячеславу Анисимову так понравилась уха, что за ночь он съел весь семилитровый котелок. Утрамбовали «Таблетку» и двинули в сторону Перевалки. На Перевалке вода спала, и машина без проблем, медленно, аккуратно, но верно перебралась на другой берег.



Далее нас ждал подъем протяженностью шесть км. Поднимались на пониженной передаче со скоростью 5-10 км в час. Дорога каменистая, машину бросало в стороны. Рев двигателя, впереди уклон и здоровые валуны, в машине едем молча — чувствуется напряжение. Дорога уходит влево. Я смотрю в окно и вижу, как внизу обрыв 300-400 метров — все в миниатюре деревья речка камни… красиво, но как-то     стало не по себе, и я вцепился за ручку сильнее. Вдруг машина остановилась, дорога уходит вправо от обрыва и очень сильный уклон в правую сторону: в низине болото, на колее — огромный камень. Засвистели тормозные колодки машина начала спуск, подъехав к камню я почувствовал как передние колеса, скользя, карабкаются на него. Гул двигателя, резкий рывок и сильный удар в бок, опять гул двигателя, та же картина: задние колеса шлифуют по камням, опять удар слева. Сильный уклон, кажется все, сейчас перевернемся. Пассажиры кинулись на противоположную сторону, сместили центр тяжести. Опять гул. Медленно елозя, уже по грязи, УАЗ карабкался, впиваясь, цепляясь в землю протектором. Я обратил внимание на водителя: Витя был спокоен и уверен в том, что он делает, но напряжение чувствовалось в крепкой хватке руля. Пройдя этот этап, машина вышла к долине Актру и перед нами открылся красивый вид. Могу предположить, что когда-то     в этой долине было озеро похожее на озеро Маашей, а теперь это огромная долина из камней с множеством русел. Река Актру меняет русло в зависимости от количества воды. Впереди виднелись белые пики ледников. Слева огромной ледяной горкой тянулся язык Малого Актру. Услышал жужжание поднял голову в верх и обратил внимание на парапланериста который парит среди этой красоты, а внизу шла колонна внедорожников с флагам Кемелтрофи. Машины были с разных регионов: Омск, Москва, Новосибирск, Кузбасс.



Начал бурчать живот хотелось позавтракать. Мы сели в машину до лагеря оставалось семь км. Спустились к реке, встали, начали переправляться вброд. Тут машина резко «клюет носом» — вода по лобовое стекло, гул двигателя сменяется каким-то бульканьем. Виктор включает «раздатку» и пытается протянуть вперед, машина в воде, уровень — до половины пассажирской двери, колеса буксуют и закапываются, машина попала в водный плен, двигатель глохнет, Скрежет стартера, двигатель запускается, работает в натяг, опять рывок и опять глохнет, опять скрежет стартера, но тщетно. Вода начинает через уплотнитель дверей просачиваться в салон первым из передней части машины нырять стали Ника и Серж. Вода -4 градусов первую очередь стали эвакуировать самые ценные вещи телефоны фотоаппараты, гитару, документы, основная часть вещей осталась в машине вода прибывала с огромной силой. Мы выбрались на берег когда машина уже была залита горной рекой. Я дрожал от холода начал снимать с себя мокрые вещи. По салону плавали предметы бытия, пачка сигарет выплыла через форточку, поплыли одноразовые тарелки. Вдруг со стороны подъема послышался звук работы двигателя ЗИЛ. Это был грузовик с туристами и альпинистами, он остановился, взял нас на трос и вытащил терпящий бедствие микроавтобус. Открыли двери и увидели, как вода стекало с салона: все было мокрое по самую крышу. Залило все – палатки, спальники, теплые вещи. Было принято незамедлительное решение разжечь костер, и достать спирт 90 градусов, которые Слава из Н-ска вял с собой на всякий случай. Спорить никто не стал, так как этот случай наступил. Время, когда нас вытащили на берег — 8.45. Скажу по секрету, я первый раз так завтракал с таким количеством спиртного утром. Но ни сколько не жалею так как лучше быть пьяным чем больным, после охлаждения необходимо срочно разогрев. Наша ошибка была в том, что мы заехали в яму, в других местах машина проходила вброд без особого труда. Мы перебрались на твердый берег и разбили лагерь. Начали сушить вещи.




19.07.12 время 15.00

Стоим на стоянке, заготавливаем хворост на ночь, и обустраиваем стоянку. Вещи сохнут, запах уже почти готового борща нервирует голодных туристов. За время нашего простоя проехало не один десяток автомобилей этот злосчастный брод. И вот из леса вылетает УАЗ (козлик) мчится по нашей траектории, за рулем сидит алтаец, он едет именно в то место где мы тонули. Я начинаю ему кричать и размахивать руками, но водитель то ли не хотел, то ли просто не заметил, и въехал именно в тот самый водный рубеж. Машину скрыло по самую крышу. Двигатель работает но машина в водном плену: вот показались первые туристы, наглотавшись воды, они выползают на берег. Наш лагерь начинает оказывать помощь терпящим бедствие. Виктор заводит свой УАЗ пытается взять на трос тонущую машину вытянуть на берег не получается, со стороны альплагеря и стороны перевалки приехали ещё три машины встав паровозом и зацепившись тросами, буксуя, пытаются выдворить из плена застрявший автомобиль. Все туристы, которые ехали в этих машинах и наш лагерь коллективно и дружно пытаются вытолкнуть машину на берег. И тут происходит неприятный момент: наша машина глохнет. В машине УАЗ инжекторный двигатель. Выходит из строя электропривод подкачки топлива бензонасоса.

После бурного дня очень тянуло ко сну.



20.07.12 Время 8.00 Водитель Виктор уезжает после завтрака в Акташ за запчастями.

«Заметка Ника»

Вчера, как уже сказано выше ходила с Сергеем в брод на Актру, следовательно промокла вся, замерзла вся и по приходу к своим накелдырилась по самое не хочу….

Только в оздоровительных целях, дальнейшее помню с трудом…

Сегодня батанимся перед Караташем, а хотелось бы идти вперед и увидеть все новое и новое, но видимо так нужно!!!! В надежде, что Укок мы обязательно посетим и с радостью, что водка кончилась заканчиваю свою заметку.

PS А спирта то ещё чуть чуть осталось:)



20.07.12 Время 12.00

Выдвинулись со стоянки на ледник малый Актру. От нашей стоянки до базы Актру 40 минут хода, идем по левой стороне реки Актру.

(Внимание! Памятка Туристам и Альпинистам! Все, кто делает восхождение или посещает ледник, в обязательном порядке должны, ставить в известность коменданта альплагеря Актру)

Небольшая справка про альплагерь Актру.

Лагерь был основан в 1938. Это самый старый лагерь в Республике Алтай. Один из основателей лагеря ни кто иной, как известный ученый-гляциолог М.В. Тронов. Вся территория делится на две части: одна часть вдоль реки Актру, вторая часть чуть выше по течению на противоположном берегу возле озера Сачки. Также на территории стоит отряд горных спасателей МЧС России, и метеорологическая и гидрологическая станция по изучению таянья ледников Томского Государственного Университета. Через реку Актру есть навесной мост в метр шириной, который вполне безопасен. Этот мост ведет во вторую часть альплагеря.



Продолжаем движение по левому берегу реки Актру. Прошли первый мост: тропа широкая, идет вдоль реки. Заблудиться и уйти в сторону нереально, так как стеной стоит гора Кызыл-Таш (в переводе с алтайского – «красный камень»). В 500 метрах есть второй мост — это два брошенных ствола дерева, сбитые между собой скобами. Деревья лежат на большом камне, внизу стремительно бурлит вода. Падение с такого моста в полнее реально, итоги падения будут печальны, при переходе нужно соблюдать повышенные требования безопасности. Я рисковать не стал, так как был гружен провизией и фотоаппаратом. Принял решение вернуться к первому мосту, группа из трех человек ушла к леднику.



В 14.00 уровень воды в реке увеличился, змейки ручейков начали разбегаться по лесу и подтапливать прилегающие территории. Наиболее низкий ледник- Малый Актру высота конца ледника 2220 метров над уровнем моря. В связи с проливными дождями в начале июля 2012 г возникла опасность схода осыпных пород и на неопределенный период восхождение на малый Актру было закрыто. Группа, уставшая, но довольная, вернулась в альплагерь, мы перекусили и стали возвращаться на стоянку. На стоянке за дежурного остался Вячеслав (Н-ск), когда мы пришли было уже около 18.00, водителя Виктора не было, машина стояла на острове. Как то в разговоре с бывалым туристом я услышал фразу о том что в горном Алтае нет ни комаров, ни мошек, добавлю от себя что это все выдумки: в период нашего пребывания и комары, и мошка, и оводы — все это было, и в достаточно больших количествах, поэтому берите с собой мази от укусов. Вечером Вячеслав Анисимов сварил компот из дикой жимолости — терпкий витаминный напиток, который зарядил нас энергией. В 20.30 вернулся наш водитель Виктор с купленной запчастью для УАЗ. В планах на следующий день у нас было восхождение на ледник Большой Актру и посещение Голубого озера.



21.07.12 Время 7.00

Рано утром наш лагерь разбудило землетрясение, как позже узнали, сила толчков равнялась 3-4 баллам по шкале Рихтера. В долине на водопой пришел табун лошадей, картина маслом: белые пики гор, светит мягкое утреннее солнце, горная речка и тихий шелест ветра. Плотно позавтракали и наша группа в количестве пяти человек была в полном сборе, за старшего в лагере остался водитель. Мы выдвинулись на ледник Большой Актру.

Большой Актру, площадью в 10 кв.км ледник делится на Правый и Левый Актру. В его массиве наблюдается максимальная на Алтае мощность льда: местами он имеет толщину около 360 м. Высшая точка района Актру — вершина Актру-Баши (4075 м). Это один из центров альпинизма на Алтае, где сосредоточены маршруты от 1-й, самой простой, до 6-й, высшей, категории сложности.

Дорога, как и в прошлый раз идет через альплагерь Актру, по левому берегу реки, на подъем ведет хорошая тропа, примерно на 3 км от лагеря местами приходится скакать между насыпи камней, слева виднеется гора Караташ. (в переводе Черный камень). По пути следования вдоль тропы часто встречаются, так называемые «Турики» (это группа камней что-то     вроде знаков оставленные туристами по пути следования), давней традицией в горах является исключительная вежливость, идущие на встречу друг другу туристы обязательно здороваются.



Далее тропа выходит к Бараньим лбам, между которыми вниз устремляется река Актру, образуя красивый водопад. Не доходя два км до подъема, на Бараньи лбы, на тропе есть небольшой ключ там можно утолить жажду чистой ледниковой водой. Родник находится под большим черным камнем с левой стороны от основной тропы. Говорят, 20 лет назад малый и большой ледник были одним целым.

У Бараньих лбов нас ждал довольно крутой подъем по насыпи, на котором нужно быть предельно внимательным. Тропа узкая, местами расходится и вновь сливается, временами приходилось ждать и пропускать встречные группы. За Бараньеми лбами нас ждал великолепный вид языка Левого Актру, его высота 2500 над уровнем моря. Также на площадке имелось небольшое озеро, на берегу которого стояла альпинистская палатка и станция по измерению осадков.



Правый ледник Большого Актру веял прохладой, утеплившись, мы продолжили движение по насыпи вдоль правой стороны ледника. Найдя удобный подъем, перешли на сам ледник, где множество ручейков сливались воедино, образуя довольно глубокие промоины. Поднимаемся по гигантскому ледяному полю идем посередине, даже, наверное, немного левее, вдали виднеется пик Актру-Баши, очень яркое солнце отражается от снега и слепит. Мы планировали подняться по леднику и уйти в сторону Голубого озера. Ни кто из нас точно не знал расположение этого места. Серж был на этом озере 7 лет назад зимой, но не помнил тропу. Когда высота достигла 3200 метров, мы решили спускаться (озеро находится на 2800). Начала меняться погода, поднялся ветерок и скопились тучки. Спускаясь, мы обратили внимание, что многие туристы шли по правой стороне и поднимались по насыпи в ущелья. Скорее всего, там и находилось то место с озером.


Голубое озеро, образовавшееся после камнепада, искусственной плотиной, находится на высоте 2800м над уровнем моря. На леднике попадались остатки лопат и носилок, скорее всего, после эвакуации пострадавших. Спуск с ледника занял около 40 минут. Шли цепочкой, нога в ногу, по тому же маршруту. Как упоминалось ранее о том, что толщина льда достигает 360 метров, я бы рекомендовал брать на всякий случай с собой веревку для подстраховки: промоины которые образовывались ручьями, могут представлять опасность в виде промоин подо льдом, а угодить в трещину неприятное приключение.

Через полтора часа мы уже были у родника и решили сделать привал, за это время познакомились с байкером из Владивостока, который участвовал в мотопробеге из Владивостока через Иркутск и далее по территории Монголии и на Алтай. Его звали Леха, он трудится программистом в одной из фирм Владивостока. Байкер Леха рассказал, как разрабатывал маршрут, как переезжая брод, его мотоцикл снесло сильным течением на камни, что при ударе был поврежден двигатель, помощи ждать было не от кого и ему с другом пришлось процеживать масло от воды через обычную футболку и перебирать поврежденный двигатель. Очень рисковая затея, наверное, поэтому прогулка в обычных кедах по леднику ему уже была не страшна.

Очень много позитивных и интересных людей можно встретить в этом замечательном месте, наверное, Актру притягивает к себе такого рода экстремалов.

Спустились обратно в альплагерь, у МЧС заказали баню, баня была сделана из полиэтилена и бревен, после пара можно было принять фитобочку (фитованны). Выглядело это так: рядом с баней стояла обычная эмалированная ванна на двух рамах от школьных парт, а под ванной разжигался костер. В ванной наполненной водой были заброшены разные травы, ощущения от таких процедур просто непередаваемые. Находится на высоте 2300 над уровнем моря в ванне и вокруг горы и красивейшие виды… Просто «срывает башню». Всем советую.

Далее, отдохнувшие, довольные и загорелые мы вернулись в лагерь. Ещё один маленький но дельный совет: поднимаясь на ледник, возьмите с собой крем от загара и защиту для носа, так как сгорает все моментально.



22.07.12 время 7.00

Погода начала меняться, многие знают — если в ущелье заходят тучи, то дожди могут затянуться на три четыре дня. Как раз такая непонятная погода нас вечером и напугала, на Актру конечно хорошо, но целью нашей поездки все-таки оставалось плато Укок. И мы решили начать спуск к Перевалке рано утром, чтобы не стать заложниками Актру.

Через пару часов мы уже были вновь на трассе М52 Чуйский тракт. Наш путь лежал в населенный пункт под названием Кош-Агач, село и административный центр Кош-Агачского района Республики Алтай, образует Кош-Агачское сельское поселение. Население — 7,9 тыс человек (2010), основная национальность казахи. В переводе с казахского переводится как два дерева. В этом населенном пункте ну очень активное движение. Я обратил внимание на машины: они летали с огромной скоростью, и каждая вторая машина была битая.

Постройки отличались от тех, что мы видели ране — это были новые дома с сайдинговыми крышами. В 2003 году было сильное землетрясение, дома были сильно разрушены через 10 лет Кош-Агач выглядел более новым. Пополнив провизию, изрядно соскучившись по пиву и шоколаду, двинулись по дороге на Джазатор.

Огромные территории огорожены заборами (пастбища) на столбах как статуи из фильмов про дикий запад монолитно сидят коршуны, растительности практически нет — монгольская степь. Наш уазик несется по щебенчатой дороге, ведущей на Джазатор. Не доезжая пограничного поста, с левой стороны от дороги, находится Кресло Шамана. Это камни, принесенные сюда много лет назад ледниками, они расположены по кругу, в центре камень напоминающий трон. Ходят слухи, что у этих камней, шаманы приносили жертвоприношение и считается что это места святые.




22.07.12 время 12.00

Подъехали к погранзаставе — вынужденная остановка для проверки документов, Далее, после поста, дорога идет вверх вдоль ущелья и речки Тархата.



Сделали привал, открыли багажник — все вещи покрыты толстым слоем пыли. Поэтому ещё один совет: если есть полиэтиленовая накидка, надевайте ее на рюкзак, это предотвратит попадание пыли.

Следующая остановка была возле озера Каракуль, озеро находится слева от трассы, большой дом и ветряной генератор стоят на берегу, хозяин приветливый казах, рассказал, что живет тут круглый год. Основной промысел это скотоводство и рыболовство. Купили рыбы хариус. Сфотографировались на память и двинулись дальше.

Дорога на Джазатор после пограничного поста уходит направо, мы едим по трассе идущей на перевал Теплый ключ, которая уходит влево. Вдали показались озера Каракуль-Нур и Зерлюколь-Нур, дорога пошла на подъем, слева видна заброшенная шахта с металлоконструкциями, и вот Джумалинские ключи- они же Теплый Ключ.



Джумалинские ключи — редкий, узколокальный тип термальных источников. На территории Алтая известно четыре их выхода. Это — единственные термы с содержанием радона на юге Республики Алтай. Их природа вызывает огромный интерес у геологов, гидрогеологов, гидрогеохимиков, географов. Охраняемая площадь 0,5 га. Источник расположен в 100 км к юго-западу от с. Кош-Агач Кош-Агачского района, на южном склоне Южно-Чуйского хребта, на высоте 2405 м, в правом борту р. Джумалы. Далее получасовой подъем на перевал Теплый ключ, высота перевал 2800м, на перевале два небольших озера образованные талыми водами ледников и снега, с перевала открывается вид на не большую часть плато Укок. Спуск к реке Калгуты занял примерно минут 40, скорость движения по каменистой горной дороге не большая, нашли место и встали на стоянку в 30 км от перевала недалеко от дороги. И вот мы уже на плато Укок.

Уко́к — плоскогорье на крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России. В целом Укок является реликтом высоко приподнятой холмисто-западинной и грядово-западинной поверхности выравнивания с преобладающими абсолютными высотами в 2200—2500 м, над которой в среднем на 500—600 м возвышаются горные хребты.Максимальная абсолютная отметка горного обрамления (г. Куйтэн-Уул, прежде именовавшаяся Найрамдал) достигает 4374,0 м. Гора Куйтэн-Уул является после Белухи второй по высоте вершиной Алтайских гор.

Морфологический облик Укока свидетельствует о том, что он относится к плоскогорьям или даже, по мнению географа А. Н. Рудого, к нагорьям. В неспециальной и популярной литературе территория Укока чаще всего обозначается термином «плато».Южная граница плоскогорья Укок проводится по линиям водоразделов хребтов Сайлюгем (западного окончания), Табын-Богдо-Ола, Южный Алтай. С севера Укок ограничен южным подножьем Южно-Чуйского хребта, по тальвегу р. Джазатор до устьевой части долины р. Коксу-Аргутская (Самахинская котловина).

В июле на плато Укок стоит теплый максимум летний погоды, вечером ощущалось усиление ветра, температура упала с +20 до+5 градусов. Нужно сказать, что погода меняется очень быстро: до обеда греет теплое солнце, после обеда становится пасмурно, вечером может выпасть снег. Разбили лагерь, сварили уху.



23.07.12 время 10.00

Погода дождливая весь день идет дождь температура +5, стоим на стоянке без особых движений ждем второй УАЗ с туристами из Подмосковья. Организм адаптируется к условиям высокогорья, странные ощущения — кажется, что не хватает кислорода.




24.07.12 время 8.00

Выдвинулись на гору Аргамджи. Высота этой горы составляет 3511м, находится в 3км от Монгольской границы, с этой горы берет свое начало река Аргамджи, с вершины хорошо просматривается высокая часть хребта Сайлюгем.


Подъем занял около 5-ти часов, сыпные породы камней с увеличением высоты меняли свои формы и величины. На самой вершине мы увидели стадо диких баранов — архаров, свежие следы указывали на то, что они поднимались по тому же склону. На вершине нас ждал великолепный вид на плато Укок и на Южный и Северо-Чуйский хребты, очень хорошо просматривалась вечно белый горный массив Табын-Богдо-Ола как я упоминал ранее, со второй по высоте в Республике Алтай горой Найрамдал (Куйтен-Уул) 4374м.

При подъеме погода менялась ежечасно, в начале восхождение было жарко +20, при прохождение половины пути по склону температура упала до + 7 градусов.

Растительность, на Аргамджи насчитывает около 20-ти разных соцветий. Чаще всего попадались заросли карликовой березы.



Спускаясь вниз, попали под дождь, немного промокли, по прибытию в лагерь встретили второй УАЗ с группой туристов под руководством Андрея Дудника (преподаватель Алтайского государственного университета, Водник участник многих соревнований). Устроили праздничный ужин за которым обсудили дальнейшие планы экспедиции. А планы у нас были наполеоновские, как модно сейчас говорить – «программа максимум».



25.07.12 Время 9.00

Шикарный завтрак приготовили Андрей и Наталья Дудники. Подкрепившись, группа моментально упаковала вещи и мы стали держать курс на место захоронения «Принцессы Укока» — это в 25 км от нашей трехдневной стоянки, а называется оно — курган Ак-Алаха-3.




Принце́сса Уко́ка (Очы-бала) Алтайская принцесса, —мумия женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году ученым археологом из Новосибирска Натальей Полосьмак. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Двойное захоронение, то есть обнаружили захоронение эпохи железа, а под ним было ещё одно более интересное. Археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры.



На пути следования вдоль нашей дороги идут пограничные столбы с колючей проволокой, я слышал от отца моего друга, что их стали возводить в 1960г, когда начали строить укреп районы во время конфликта с Китаем. И, как поясняет другой источник, строительные материалы брали как раз с тех самых курганов. С 1960 года утекло много воды, но столбы остались только не везде с колючей проволокой, если бы наши деды знали что наступят времена когда не столбы будут охранять государство, а столбы нужно охранять от воровства: к сожалению, их разбирают не Китайские лазутчики, а наши безработные граждане. Ну да бог с ним с этими столбами, главное — дрова на Укоке, если вы едите туда без дров, вы совершаете огромную ошибку.



И вот мы подъехали к так называемым столбам, которые стоят у подножья горного массива Табын-Богдо-Ола. Могу сказать однозначно, что их два, а обо всем остальном все так неоднозначно. Это камни жертвоприношений. В жертву приносили животных, это был своего рода некий обряд, ритуал которым управлял Шаман. На столбах сохранились знаки — это две параллельные горизонтальные линии, соединенные вертикальной линией, которая проходит через шар. Могу только догадываться что это символ Солнца, которое находится по ту и по эту сторону миров. То есть путь к этим силам лежат через эти столбы, а Шаман, как высший жрец, передаст простым людям волю богов. Как то так.



Сделав большое кол-во снимков и коллективных и одиночных, продолжаем движение. А, чуть не забыл, поле, на котором располагаются эти замечательные столбы, можно смело использовать под посадку Ан-24, а может и двух одновременно.

Курган Принцессы Укок, находиться недалеко от реки Ак-Алахи. Об этом кургане не писал только ленивый, в информации про принцессу я затрагивал эту тему, добавлю лишь одно, что энергетика этого места зашкаливает все существующие измерительные приборы. Буду откровенен, находиться в этом месте мне было не комфортно.



Следующая остановка планово должна была быть на озере Укок, но ФСБ и пограничники внесли свои коррективы. Дело все в том, что тремя днями ранее в бинокль наблюдал следующую картину как Военный Тигр (ГАЗ прототип Хамера) вез гражданских на рыбалку и, дабы не мешать отдыху уважаемым гостям, туристов просто не пустили, пояснив что там 5 км зона и что наш пропуск в тех краях не действует, а все вопросы — к начальству. «Я человек маленький, выполняю только приказы», сказал дежурный КПП Старший лейтенант пограничной службы. Разочарованные и растерянные мы принимаем решение ехать на другое озеро — Кольджин-Коль рядом располагается ещё одно озеро Кольджин-Коль-Бас, благо на плато Укок этих озер достаточно.

Кальджин-Коль — одно из самый крупных озер на плоскогорье Укок.. Расположено на западе плоскогорья, восточнее озера Кальджин-Коль-Бас. К южным берегам ведёт грунтовая дорога. Высота уреза воды — 2401,8 м. В озеро впадает река из озера Кальджин-Коль-Бас, вытекает Кальджинкол, левый приток реки Ак-Алаха. В южной части озера имеется остров 100×50 м. С запада, севера и востока ограничено склонами гор.

Погода опять суровая, плато Укок я бы назвал Фабрикой облаков. Облака образовывались прямо на глазах, сливались в одно целое, и уходили в разные страны — то в Монголию, то в Россию, то в Китай и в Казахстан. Поистине диковинное местечко. Думаю что плато таит в себе множество тайн которые ещё предстоит разгадать человечеству.

Мы расположились и разбили лагерь на Озере Кальджин-Коль, водная гладь прозрачнее стекла — видны детали водорослей и мелких рыбешек, вода прогревается и днем вполне можно искупаться. Весь вечер часть любителей ловли посвятили рыбалке. Улов был не велик, но для показательного приготовления Хе его было достаточно, Хе — это бусурманское блюдо, его суть — употребление сырой рыбы (что-то     вроде роллов). Мы готовили это блюдо просто: ловили рыбу, солили, перчили и закусывали им спирт, настоянный на листьях смородины. Далее были песни под гитару и под барабанную дробь неутихающего ливня. Закаты и рассветы на плато Укок несравнимы ни с чем, это своего рода картина, которую рисует нам сама природа: растворяясь в туманах над озером утренние лучи очерчивают кромки гор и вышедшее солнце устилает красную дорожку по зеркальной глади высокогорного озера.




26.07.12 Время 9.00

Утром стояла удивительная погода. Попытки поймать рыбу увенчалась успехом, команда Андрея Дудника надула каноэ, которое они привезли с собой, и по очереди все желающие могли походить по глади этого озера.



Хм, совсем забыл — днем ранее нас постигла неприятность: наши железные кони по очереди пробивали колеса и в итоге мы остались без запасок, но умелые руки водителей смогли все-таки собрать из трех проколотых колес одно вполне рабочее.

В обед лагерь пошел принимать водные процедуры, Андрей Дудник исчез из поля зрения туристов, вернулся в странном костюме с косичками, лифчиками и трусиками, чем повеселил отдыхающих. Вода и впрямь была терпимой температуры, но находиться длительное время все-таки было невозможно.

После пляжа и каноэвых прогулок мы двинулись к устью реки Калгуты, по описанию одного источника именно в 1 км от слияния рек Акк-алахи и Калгуты есть наскальные рисунки, Бертекская писанница (петроглифы).


Петроглифы Бертек находятся на двух валунах морен: одна морена начинается у крутого поворота р.Ак-Алаха и тянется до левого берега р. Калгуты, а вторая – ограничивает местность Бертек с северо-запада.


Проезжая по предгорью, обращаем внимание на проводимые геодезические работы сотрудников Газпрома, напомню что проект Газпрома это газопровод через перевал Канас на территорию Китая.

На предгорье ставятся метки, скорее всего, по этим меткам и будет проводиться строительство газовой магистрали.

Блуждая по предгорью в поисках письменности, мы, то поднимаемся на предгорье, то опускаемся. С предгорья отчетливо просматриваются зимники и летники, построенные для Скотоимпорта. Когда-то в Советское время из соседней Монголии перегоняли огромные стада скота, этот процесс длился с начала мая и заканчивался августом. Некоторые зимовники мы проезжали очень близко, замечу, что быт и строения напоминают Восточный Казахстан, точнее кочующие племена Монголии: в загонах аккуратно сложен навоз, его кочевники используют в качестве дров, избушки выглядят убого. После изысканий петроглифов, мы не заметили, как прошло время, и было принято решение разбить лагерь.

В этот раз мы встали на реке Аргамджи излюбленное место пограничников по ловле рыбы, Решили ещё раз по пытать удачу, по ловле рыбы в итоге вечером была сваренная замечательная уха из хариуса.



На следующий день мы покинем плато Укок и поедем домой уставшими, но довольными

Пару советов тем людям, которые планируют посетить это место. У вас должна быть подробная карта местности чтобы не было неприятностей с ФСБ, далее берите всегда с собой теплые вещи — Укок это не Турция, там в купальнике (может загорать только Дудник) можно загорать только до обеда если повезет, не забудьте про дрова, и газ, ну, и конечно же, по выбору автомашины.

Я сторонник нашего автопроизводителя, я до сих пор уверен, что в этих местах нужно ездить на УАЗике. Его сломать трудно, посадить тоже трудно, но на Укок можно, плюс запасные части всегда можно купить или снять с другого УАЗика, кому как удобнее. Ну и последний совет — всегда выбирайте позитивную компанию, близкую по духу иначе поездка может быть испорчена. И не забывайте что один УАЗ на Укоке — не УАЗ.



Автор текста: Фотограф экспедиции «Большое путешествие» на плато Укок Меркулов Сергей Анатольевич

Фотографии: Анисимов Вячеслав

Комментарии

У вас должна быть подробная карта местности чтобы не было неприятностей с ФСБ. Это место особенно умиляет. ТАКИХ КАРТ НЕТ. Только у погранцов и только секретки. На остальных состояние местности не позже 1983