5 мая 2013 года получаю письмо-рассылку от Светланы Щигревой, в котором объявляется набор волонтёров в
Задача волонтера следующая: помощь государственным инспекторам заповедника: контроль за соблюдением заповедного режима, за состоянием эколого-просветительского маршрута и правил посещения заповедной территории, организация полевого лагеря (приготовление пищи на костре, уборка территории лагеря), ознакомление посетителей маршрута с правилами посещения заповедника.
Заповедник со своей стороны берёт на себя организацию доставки волонтёра с города Горно-Алтайска до места организации дежурства (машина, катер) и обратно (до Горно-Алтайска), предоставление палатки и оборудования для приготовления пищи на костре, организацию экстренной связи в случае необходимости.
В общем-то ничего особенного, кроме того, что доброволец — помощник назван модным нынче словом французского происхождения.
21 августа приезжаю в управу Алтайского заповедника, ночую с общительным сторожем и в 7 утра 22 числа выезжаем вместе с бухгалтерий в Артыбаш. В Артыбаше на причале перегружаемся в Зурбаган и после дозагрузки и дозаправки отправляемся к южной части Телецкого озера, по пути посещая все кордоны заповедника на Телецком озере. Часть кордонов выглядят романтично: таинственные избушки, бородатые мужики, а часть же кордонов как обычные деревенские дворы. Со всем имеющимся хозяйством.
Высадили меня на кордоне Чири. Светлана Абрамова, главный бухгалтер заповедника говорит мне на прощанье, что катер за мной придет 5-6 сентября. А завтра машина отвезет нас вместе с инспектором Александром Пономаревым в волонтерский лагерь. Жена Александра, Светлана проводила меня в мою избу. Позже подошел Александр и сказал, что на Учар поедем не завтра, а послезавтра.
Ну и ладно, пошел с позволения прошелся по саду, посмотрел на спеющий виноград, немного съел местных абрикосов и яблок. Набрал высоты и сделал пару снимков кордона. Так и прошли два дня ожидания.
24 августа нас забирает лодка и отвозит к мысу Кырсай, откуда на таблетке сотрудник Алтайского заповедника везет нас в лагерь. Имя и фамилию данного сотрудника я не запомнил, в голове осталось только то, что все алтайцы называли его «Путин». По пути мы заехали на летнее пастбище, попили чай и поели жаренной картошки. Ближе к вечеру приехали на базу в районе устья Чульчи, где нас встретили этакие старички-разбойники в форме сотрудников Алтайского заповедника. Что-же, через пару недель и мы будем такие, небритые и взлохмаченные.
Получаем от них напутственный инструктаж, меня при этом удивляет неподдельная радость в их глазах от встречи с нами. Отталкивают нашу лодку от берега переправы, машут рукой и уходят.
Через сорок минут уже в лагере начинается наш первый день дежурства. Суть дежурства в проверке пропусков на территорию Алтайского заповедника. Для не имеющих таких документов, предлагается приобрести входной билет стоимостью 100 руб на человека.
Туристы бывают разные. Одни подходят в 6 утра к палатке и будят словами: «Мальчики вставайте, нужны билетики!». Кто-то возмущается, несогласные с тем, что им необходимо оплатить 100 рублей за вход на территорию заповедника. При этом за переправу через Чулышман отдают 500 рублей с лодки. Был и заслуженный путешественник России, требовавший себе льгот. Особенно запомнилась группа разновозрастных туристов, которая, как аргали, бросилась по склону врассыпную от инспектора. Он же, как снежный барс, собирал их на тропу. Некоторые обещали расплатиться на обратном пути, потом же, опустив глаза, быстрым шагом пробегали мимо нашего лагеря по тропе.
Мне же, туристу с 17-летним стажем, было на это все смотреть порой неприятно и поучительно. Идеализировать себя и говорить, что я не такой, не буду. Порой сам у пограничников в Акташе вел себя не лучшим образом. Но побывав с другой стороны, хочется обратиться ко всем путешественникам, не устраивайте скандалы с инспекторами, не пытайтесь доказать свою правоту, у человека есть распоряжение и, не выполняя его, он нарушает свои должностные инструкции. Лучше позвоните в управу Алтайского заповедника по тел. 8 (388-22) 2-14-19 и пообщайтесь с администрацией. А еще лучше запланируйте эти 100 руб в расходы, заповеднику тоже нужно зарабатывать, вряд ли государство удовлетворяет все их потребности.
Самые крутые, вип-туристы, просто летят на вертолетах, хотя официально пролет над территорией заповедника ниже 2000 метров запрещен.
На второй день нашей смены я отправился на Учар пособирать мусор.
После мостика через Артышту начинается территория Алтайского заповедника.
От долины Чулышмана к водопаду идет горная тропа по правому берегу Чульчи метрах в пятидесяти-ста выше уровня реки
Набрал целый мешок из-под картошки, там были и кеды и подгузники детские, огромное количество пластиковых и стеклянных бутылок, за которыми приходилось порой с тропы спускаться вниз на 100 метров. Надеюсь, что всем икалось, кто это разбрасывал:) Особо удивляли в большом количестве на тропе женские прокладки, брошенные в самых видных местах. Наверное это наш туристический ответ норвежским Осло-геям.
При всей красоте Учара навеяло еще одно сравнение с Норвегией. В районе Согнефьорда есть водопад Kjosfossen. К нему, как и к Учару, подъезд с двух сторон — с одной стороны по воде по фьорду, а с другой стороны по горной местности. И в конце дорога спускается серпантином с высоты около 2000 м. К самому водопаду идет железная дорога, которая делает остановку на водопаде. Туристы, выйдя из вагонов, могут насладится потрясающим зрелищем с танцующими хюльдрами, заманивающими путешественников к себе.
Хочется надеяться, что нечто подобное будет организовано на водопаде Учар, пусть это будет реализовано силами волонтеров из театральных училищ при организационной поддержке администрации заповедника.
Фото посвящается всем хрюшкам Учара.
По итогам смены нами было собрано 3 картофельных мешка консервных банок, 2 мешка пластиковых бутылок и прочий мусор. Все было переработано и вывезено с территории заповедника.
Рядом с водопадом есть еще пара достопримечательностей, это Грибы,
по пути к которым можно увидеть также курган и несколько интересных плакатов
В районе Аккурума можно увидеть ирригационную систему древней цивилизации.
Так и прошли дни нашей смены, по окончании которых мы сделали выводы, что для лучшей работы необходимы небольшие изменения.
Это, во-первых, раздача небольших пакетов входящим в Заповедник туристам. Во-вторых, необходимо дополнительно разместить информационные стенды на левом берегу Чулышмана на всех 3-х переправах. А в самом лагере вывесить флаг заповедника и дать возможность туристам оставлять записи в книге жалоб и предложений.
С первых дней сентября поток туристов сошел на нет и мы в нетерпении ждали 4 сентября, когда должна была прийти за нами машина. 3 числа поздно вечером мы собрали лагерь, сделали носилки для мешков с мусором и двинулись к устью Чульчи для переправы через Чулышман. Паромщик турбазы«Красный камень» перевез нас, разрешил поставить палатку на территории лагеря. Хозяйка базы напоила чаем с печеньками и вареньем. С ее разрешения пошли набрали ягод и сделали облепиховый чай.
Ближе к ночи приехал участковый Улаганского района Тандин Саадан Юрьевич, который предложил подвезти нас до Телецкого, но мы отказались, сославшись на то, что завтра за нами приедет машина.
На следующий день, в ожидании «Путина», о котором я упоминал ранее, прошелся по окрестностям, немного пофотографировал. Часа в 4 вечера 4 сентября начали задумываться о машине, поскольку 5 сентября за мной должен был прийти катер и отвезти в Артыбаш, откуда машина заповедника должна была доставить меня в Горно-Алтайск.
Отправляю смс со спутникового телефона к себе в офис и прошу сотрудников связаться с администрацией заповедника и узнать приедет ли за нами машина. Приходит ответ, что катера не будет в ближайшие 3 дня, выбирайся самостоятельно. Через некоторое время приходит смс от жены Александра, «Путин» за нами не приедет, он куда-то уехал и отправит за нами своего родственника. Перед нами 51 км до Телецкого, торопиться, собственно, некуда, хочешь в ночь пешком выходи, хочешь рано утром. Договориться о машине до Телецкого не получается, вернее просят около 10 000 рублей за эти 50 км. Ну а что ожидать, если переправа стоит 500 руб, а времени занимает от силы минут 10.
Взвесив все за и против, решили в ночь в села Коо и Балыкча не идти, сварили ужин и легли спать. В 6 утра 5 сентября выходим пешком до Телецкого и вспоминаем по дороге участкового, который нам предлагал с ним доехать. Часов в 7 подходим к Коо, идем в среднем 5-6 км в час. Теоретически успеем к вечеру добраться, причем мусор из заповедника мы любезно оставили на турбазе, с ним бы точно шансов в ближайшие день-два дойти у нас не было.
В Коо местные любители зеленого змея, с огромными от удивления или радости глазами, со всех сторон сбегались к нам, размахивая на ходу руками. Наверняка дар речи был у них потерян при виде туристов в такое раннее время. Мы мужественно прошли по центральной улице, сделали несколько фотоснимков и двинулись дальше.
Пройдя около 15 км, нам повстречался тот самый участковый Тандин Саадан Юрьевич, который в итоге нас подвез в Балыкчу, а оттуда до Телецкого озера. Вот с такими небольшими приключениями мы 5 числа вновь оказались на кордоне Чири.
Помывшись и побрившись в бане, договариваемся, что рано утром 6 сентября Александр Пономарев, инспектор Алтайского заповедника, отвезет меня на лодке до Артыбаша, где я в 7 утра пересяду на автобус до Горно-Алтайска.
Собираю в дорогу яблоки разных сортов, ужинаю и ожидаю старта, который запланирован в 4 утра. Это мое первое путешествие по Телецкому озеру ночью.
Путешествие прошло благополучно, оставило только положительные эмоции и уже в 6 утра знакомая Александра посадила меня на свою машинну и подвезла до Горно-Алтасйка, где я пересел на свой автомобиль и уехал домой.
Уже дома я отправил обращение в МВД Республики Алтай с просьбой выразить благодарность участковому Улаганского района, положительный ответ на которое пришло 17 сентября.
Больше всего же меня удивило то, что по экологическим рейтингам Республика Алтай и город Горно-Алтайск находится на первом месте по чистоте, а машина после двух недель под открытым небом была покрыта таким же слоем грязи-пыли, как и в Новокузнецке, который находится на 4 месте по загрязнению атмосферы. На вопрос сторожу зачем замарали машину, получил ответ:«Нет, мы не катались:)»
Анисимов Вячеслав, Новокузнецк 2013 год.