«Обливные камни»
«Отбойные валы»
Когда скорость потока оказывается недостаточной для того, чтобы поднять уровень воды выше камня, перед камнем образуется стоячий вал. Если при этом камень выходит из воды под небольшим углом, то вал будет широким и гладким; вы можете использовать его в своих интересах, как и обычный вал. Взойдя на него и погасив при этом свою скорость, вы можете легко развернуться и спрыгнуть с камня в желаемую сторону. Если же поток встречает на своем пути вертикальное препятствие, то этот вал становится очень коротким, а его вершина опрокидывается. Сбойка такого вала с набегающим потоком столь же сложна для прохождения, как и остальные мощные сбойки. Взойти поперек сбойки на отбойный вал и развернуться на нем, как правило, мешает сам камень. Если вы не уверены в своих силах, то такой вал лучше обойти.
«Прижимы»
Если река делает крутой поворот, то центробежная сила отбрасывает воду и все, что по ней плывет, к внешнему берегу поворота. Если берег сложен из мягких пород, то он быстро размывается, и на таких реках крутые повороты встречаются редко. Если такой берег покрыт лесом, то возле него образуется залом из наполовину упавших деревьев, подмытых водой, но еще не вырванных окончательно корней и застрявшего в них плавника. Основная масса воды, как правило, уходит именно под залом, поэтому он очень опасен. Если же внешний берег поворота — скальная стенка, то возле нее образуется один или несколько отбойных валов. Непосредственно под стенкой они короткие, опрокидывающиеся, и попадание в них часто заканчивается оверкилем. Простираясь к середине реки, они становятся более пологими и превращаются в обычные косые валы.
Скальные стенки бывают и значительно более опасными. Как известно, капля камень точит, и ниже уровня воды стенка постепенно разрушается, образуя подводный грот — карман. Такие гроты можно иногда видеть воочию при очень низком уровне воды. Конечно, вода, уходящая под скалу, рано или поздно выходит на поверхность, но нет никакой гарантии, что попавшему туда пловцу удастся пройти тем же путем. Конфигурация кармана может быть самой причудливой, и застрять в нем намного вероятнее, чем выбраться оттуда. В карманах прижимов, как и в карманах ваших брюк, часто накапливается всякий мусор — застрявшие бревна и т.п. — и преодолеть такой подводный завал практически невозможно.
Наиболее явный признак кармана — это отсутствие отбойного вала на крутом повороте потока. Однако наличие такого вала не обязательно свидетельствует об обратном: карман может существовать и в этом случае.
Возле внутреннего, выпуклого, берега поворота течение значительно замедляется, и здесь откладываются галька и песок, которые несет река. Это приводит к образованию отмели, выступающей далеко в русло реки. За отмелью обычно образуется хорошее улово, и один из самых простых способов прохождения прижима — уйти в это улово. Однако нередко вода фильтруется через отмель и собирается ниже нее в достаточно мощный поток, выбрасывающий судно обратно в прижим, причем в самом невыгодном положении — бортом к скале. Требуется точный расчет, чтобы проскочить по такому течению мимо прижима.
При большом расходе воды, особенно в условиях паводка, улова за выпуклым берегом становятся менее гостеприимными. В них развиваются мощные поганки и другие виды вертикальной турбулентности, которые либо сами переворачивают лодку, либо выбрасывают ее на сбойку с основной струей или в прижим. Поэтому при входе в такое улово нужно, как минимум, быть готовым к сложной работе.