Вы здесь

Одежда для туризма

Перед нами — две желтенькие куртки-ветровки, одна производства неизвестных китайских мастеров, вторая — известной марки высокотехнологичной одежды. На ценнике второй куртки минимум на один ноль больше. В какой же куртке идти в поход/на рыбалку/кататься на сноуборде/роликах? Может, сходить в неизвестной и выбросить, а на следующий поход купить новую? Почему стоимость похожих на вид курток отличается в десять или в двадцать раз?

Если ходить в немодной одежде по городу, может пострадать имидж. Если пойти в нефункциональной одежде в горы, пострадает здоровье. Потому что для экстремальных нагрузок нужна экстремальная одежда с множеством деталей, которые облегчают жизнь, и из материалов, которые сохраняют здоровье. Ведь в мокрой одежде элементарно простудиться, тяжелую — неудобно носить, а если куртка где-нибудь  порвется, починить ее в походных условиях не так просто, а заменить нечем… То, что в городе всего лишь досадная неприятность, в походе может привести к большим проблемам.
Почему функциональная одежда является такой затратной? Рассказать о свойствах и преимуществах мембранных тканей может продавец в магазине, торгующем мембранной одеждой, об этом пишет множество специализированных изданий. Поэтому мы решили подойти с другой стороны — проследив путь от дизайнерского рисунка до готовой куртки. Путь этот неблизкий, зато очень увлекательный. Цель статьи — показать и рассказать, как производится высокотехнологичная одежда, задержаться у рабочего места каждого специалиста и выведать маленькие производственные секреты.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ ОДЕЖДУ?

Одежду придумывает дизайнер или, вернее сказать, дизайнер вместе с конструктором. Происходит это обычно так. Дизайнер решает, для какого вида спорта он творит модель — это определяет ее функциональные свойства, как основные, например ткань, наличие/отсутствие подкладки, вентиляция, так и детали — карманы, стяжки и так далее. Дизайнер рисует набросок модели и пишет свои пожелания по поводу функциональности, например «вентиляция должна быть без сетки». Почему он так написал? Да захотелось ему, завела его творческая мысль в эту сторону! Дизайнер рисует общую идею, но не представляет во всех подробностях технологический процесс пошива одежды — именно поэтому не последнюю роль в придумывании модели играет конструктор.

КОМПЬЮТЕР – РАБОЧЕЕ МЕСТО КОНСТРУКТОРА

Конструктор — это специалист со знаниями технологического процесса пошива одежды. Его рабочее место — компьютер, его задача — сделать замыслы дизайнера пригодными для воплощения в жизнь. Конструктор адаптирует модель к технологическому процессу и возможностям производства. В некоторых компаниях дизайнер представляет чисто творческое начало, а конструктор — строгий аналитический подход. В других же фирмах, например в компании «Баск», конструктор с дизайнером придумывают модель сообща. Хотя, конечно, то, какой будет модель, во многом определяется ее предназначением и меcтом в «линейке». Если это топовая модель, то идет один набор материалов и «фишек», средняя — другой, эконом-класса — третий. Но пространство для творчества всегда остается.

В ОДНОЙ КУРТКЕ БОЛЕЕ 200 ЛЕКАЛ

После того как со всеми деталями будущей модели определились, конструктор садится за компьютер делать выкройки. Ну не совсем так это называется, но смысл примерно такой. Есть программа, в которой предусмотрены стандартные шаблоны для разных видов одежды — рукав, спинка, полочка, воротник. Конструктор делит их на более мелкие части согласно рисунку дизайнера. Функциональная одежда отличается от обычной как раз большим количеством таких деталей. Для каждой детали создается лекало — для куртки получается около 200 таких лекал, деталей же в самой куртке — намного больше, потому что часть лекал парные (например, карманы и их части). Затем лекала распечатываются в натуральную величину на плоттере — теперь по ним можно кроить ткань.

Вопрос Наталье Истратенковой, дизайнеру-конструктору фирмы «Баск». СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ СОЗДАНИЕ ВСЕХ ЛЕКАЛ ДЛЯ ОДНОЙ МОДЕЛИ? СКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ ПРИДУМЫВАЕТЕ В МЕСЯЦ?

Ответ: На процесс превращения рисунка дизайнера в размеченные и выверенные лекала будущей модели уходит около шести дней. Конечно, бывает по-разному, иногда деталей настолько много, что не укладываешься и в эти сроки. Наш «план» — две модели в месяц, то есть порядка двадцати четырех в год. Получается довольно много… Примерно 90% придуманных нами моделей доходят до производства, да и остальные 10% обычно дожидаются своего часа, пусть и с некоторыми изменениями. Кроме того, наиболее популярные модели, продающиеся из года в год, проходят рестайлинг — что-то  вроде «косметического ремонта». Вносятся какие-то улучшения, дополнения, «фишки»… Здесь большую роль играют советы наших тестеров и покупателей.

КОГДА КАРМАН – НЕ ПРОСТО КАРМАН

В функциональной одежде ни одна деталь не является лишней. Декоративных элементов практически нет — любой карман, любой шнурок зачем-то  нужен. Продумывается все для мелочей — будь то двойной полог для защиты от ветра, кевларовый шнурок на штанине для кошек (не животных привязывать, а железки, облегчающие хождение по льду) или кармашек для ски-пасса.

КАК ВЫБИРАЮТ ТКАНИ?

Ткани выбираются еще в процессе проектирования модели. За этот процесс в фирме «Баск» отвечает как дизайн-студия, так и менеджер по производству, который фактически выполняет роль технолога по тканям. Есть определенный набор тканей, которые идут на пошив одежды, и выбор чаще всего обусловлен местом данной модели в линейке и общим ее предназначением.
А как определяется этот набор тканей? Во-первых, менеджеры ориентируются на мировые бренды, следят за всеми разработками в области тканей для функциональной одежды. На принятие решения о закупке и соответственно применении в производстве той или иной ткани влияет изучение рынка, участие в выставках в Европе и Америке. Компании также изучают свойства тканей, причем заявления производителей о тех или иных параметрах, как правило, проверяются. Например, у «Баск“ есть оборудование для измерения давления водного столба, который выдерживает мембранная ткань. Для тканей, из которых шьются пуховки, тоже есть специальный тест; из ткани изготавливают подушечку, набивают ее пухом и потом буквально бьют много-много раз автоматической лопаточкой-“выбивалкой», чтобы определить, когда же из нее полезет пух.
Можно сказать, что выбор тканей складывается из двух составляющих. Во-первых, это независимые характеристики ткани — чем лучше «дышит», влагонепронецаема и так далее, тем лучше ткань подходит для верхних моделей. Важно также сочетание этих параметров, потому что, скажем, прекрасная «дышащая» мембрана может оказаться не очень износостойкой или влагонепроницаемая — недостаточно эластичной. А во-вторых — мода. Собственно говоря, на саму функциональную одежду мода влияет мало, но вот крой, расцветка — такие же «жертвы моды», как и обычная одежда. Например, стал особо актуален какой-то цвет, скажем желтый — и куртки желтого цвета просто «улетают».

Вопрос Евгению Устинову, менеджеру по производству фирмы «Баск». КАК ВЫБИРАЮТ ЦВЕТА МОДЕЛЕЙ?

Ответ: В функциональной одежде цвета в основном определяются необходимостью. Так, куртки для горного туризма и альпинизма должны быть яркими, чтобы человек был всегда заметен и в случае опасности (лавины, травмы) его смогли бы быстро найти и помочь. Поэтому в куртках BASK традиционно применяются контрастные сочетания цветов. Другое дело — молодежная линия LMA, предназначенная для активных видов спорта, в частности, для сноуборда. Здесь цвета меняются каждый сезон. Цвета моделей определяем мы вместе с дизайн-студией. Существуют каталоги рекомендованных цветов, они выпускаются к каждому сезону — мы всегда их приобретаем и учитываем. Если хотя бы десяток ведущих производителей последует этим рекомендациям (а именно так обычно и происходит), то модная тенденция сезона — налицо.
Надо еще сказать, что Москва фактически не отличается от мировых столиц моды, а вот регионы более консервативны, и часто модные тенденции там просто не проходят — ждут «своего часа», который наступает года через два.
Большую помощь нам оказывает обратная связь — мнение альпинистов, спортсменов, продавцов в магазинах. Они дают советы, что пользуется спросом, а что нет. И если с Москвой все более или менее ясно, то с регионами случаются казусы. Например, наш дилер в Бурятии сообщил, что красные с черным куртки идут «на ура», а вот желтые залеживаются на прилавках… Видимо, это связано с ролью желтого цвета в буддизме — традиционной для Бурятии религии.

ПЕРВЫЙ БЛИН – НО НЕ ВСЕГДА КОМОМ

После того как определились с тканями и кроем одежды, в дело вступает технолог. Задача этого специалиста — перевести замысел дизайнера и конструктора на язык производства. Описываются все процедуры, необходимые для пошива одежды, вплоть до мельчайших деталей, например типа стежков. Затем необходимые материалы и инструкции отправляют на экспериментальное производство. Закройщик раскраивает по лекалам ткань, и швея-лаборант шьет первый экземпляр модели. Швея-лаборант имеет высокую квалификацию и сама нередко вносит замечания в технологический процесс, например в методы обработки ткани. Она смотрит на образец глазами швеи с производства, например, сложно ли будет применить тот или иной шов и не стоит ли заменить один на другой. Швея-лаборант, в отличие от швеи на производстве, изготавливает первую модель, что называется, «от и до». После того, как она внесла свои коррективы и пожелания по пошиву изделия, конструктор и технолог обсуждают нововведения и, как правило, их принимают, поскольку всякая творческая мысль должна быть максимально адаптирована к производству.

Вопрос Марине Бариновой, главному технологу фирмы «Баск». ГДЕ УЧАТ НА ТЕХНОЛОГА, КОНСТРУКТОРА?

Ответ: Я заканчивала Текстильный институт, потом работала на швейной фабрике. Это помогло получить знания технологического процесса, машин и так далее. Но конкретно пошиву функциональной одежды (для спорта, туризма) у нас НЕ УЧАТ НИГДЕ. Как в институте нам могли дать знания о работе с мембранной тканью, если самой мембранной ткани там никто не видел? До всего приходилось доходить самим, в процессе работы. Полезную информацию также получаешь на выставках, у производителей тканей. Хотя, конечно, опыт на швейной фабрике очень важен — я могу говорить на одном языке с нашими производственниками.

ПАЗЛ ДЛЯ КОНСТРУКТОРА

На этом этапе подготовка модели к производству только началась. После того как все детали утрясены, технологом составляются полные инструкции для производства.
Также подсчитываются все материалы, которые уходят на изготовление одной модели. При учете, скажем, количества ниток учитывается длина шва, тип швейной машины, тип шва, обработка ниток. В оверлоке на 1 м шва идет 16 м ниток, а 1 м плоского шва (который не натирает) требует целых 32 м нитки! Рассчитывается и необходимое количество ткани, причем весьма интересным способом. Все детали лекала надо поместить на стандартной ширины отрез ткани (это делается на компьютере), причем так, чтобы неиспользованной ткани (которая идет на выброс) осталось как можно меньше. Это очень похоже на паззл, и порой помучаться приходится также! Интересно, что часто компьютер «складывает паззл» намного хуже, чем конструктор (конечно, из-за несовершенства алгоритма, но уж какой есть, такой и есть). Вот и приходится конструктору работать за программистов.

ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ

Ветрозащитная кулиска — специальная деталь, пришиваемая к подкладке капюшона для защиты от ветра. Плотно прилегает к лицу при затягивании капюшона, удерживая нагретый слой воздуха внутри. Используется в одежде для экстремальных условий.
Ветрозащитная юбка — особая деталь в одежде для сложных погодных условий. Пришивается к подкладке в районе пояса, застегивается на кнопки и (или) Velcro. Стянутая по краю плоской резиновой тесьмой с нескользящей поверхностью ветрозащитная юбка плотно обхватывает талию. Препятствует проникновению ветра и снега внутрь одежды.
Ветрозащитная муфта — неразъемная деталь, вшиваемая в пройму жилета. Стянута резинкой, плотно обхватывает плечо, не сковывая движений.
Снегозащитная муфта — разъемная или неразъемная деталь в нижней части брюк для защиты от снега. Стянута плоской резиновой тесьмой с нескользящей поверхностью, плотно обхватывает ногу в районе щиколотки.
Закрытые швы — специальная технология пошива, применяемая в одежде для экстремальных условий. Нитки швов, находясь внутри изделия, не рвутся при трении о внешние предметы и шероховатые поверхности.
Теплые швы — сложная технология производства пуховых изделий, исключающая тепловые потери в районе швов. Внешняя и внутренняя ткани не сшиваются вместе, а соединяются специальной промежуточной лентой. Одежда, изготовленная с применением этой технологии, намного теплее изделий с обычными сквозными швами.
Проваренные (проклеенные) швы — технология, используемая при изготовлении палаток и одежды из мембранных тканей. Швы с внутренней стороны изделия при высокой температуре проклеиваются (провариваются) особой лентой. Изделия с проклеенными швами не промокают даже при сильном ливне.
«Закрепки» — в местах наибольшего напряжения ткани изделие прошивается на специальных машинах зигзагообразными швами длиной несколько миллиметров. «Закрепки» позволяют существенно увеличить срок службы, надежность и прочность изделия. В некоторых моделях ставят более 50 «закрепок»!
Двухзамковые молнии — застежка с двумя замками. Позволяет расстегивать куртку как сверху, так и снизу, обеспечивая дополнительный комфорт и свободный доступ к внутренним деталям одежды и снаряжения.
Молнии с оборотным замком — замок, позволяющий закрывать молнию с наружной и внутренней стороны изделия. Используется в спальных мешках; в куртках, которые могут пристегиваться к штормовой одежде. Комбинация молнии с оборотным замком и двухзамковой молнии в штормовых куртках позволяет оставлять регулируемое отверстие (например, для страховочной веревки при надетой обвязке).
Влагозащитные молнии — специальный вид молнии для защиты от внешней влаги в штормовой одежде. Для дополнительной защиты верхняя часть влагозащитной молнии закрывается небольшим клапаном.
Световозвращающие элементы — световозвращающая лента и кант используются во многих изделиях для обеспечения дополнительной безопасности в темное время суток.
Набивка пухом — для наполнения пуховых изделий используется высокопроизводительное скоростное оборудование, которое позволяет набивать отсеки пухом в диапазоне от 5 до 300 граммов с точностью в 1 грамм.
Манжеты на резинке и застежке Velcro — конструкция состоит из резинки, плотно облагающей запястье, и клапана с застежкой Velcro, фиксирующего размер манжеты. Позволяет быстро извлечь руку из рукава, не расстегивая клапан.
Плотные манжеты — конструкция с клапаном на Velcro для жесткой фиксации перчатки в районе запястья, применяется в некоторых моделях для сноубординга и альпинизма. Для внутренней части манжеты обычно используется теплый трикотаж.

ПОПЫТКА НОМЕР ДВА

Конечно, каждую экспериментальную модель должен осмотреть лично директор. Если он дает «добро», модель утверждается — и отшивается второй образец, для производства. Теперь уже от инструкций пошива нельзя отступать ни на шаг. Параллельно с изготовлением второго образца идет разработка карты фурнитуры на каждый размер и рост, а также спецификация деталей — как называется каждое лекало и сколько по нему изготавливается деталей, плюс все промеры для каждого размера. После чего второй образец вместе с этими инструкциями отправляется на производство.

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ИЗ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРОИЗВОДСТВО

Технолог на производстве знакомится с образцом и документацией на него, после чего под его контролем должны отшить уже третью, фабричную, модель. Интересно, что на производстве часто дают свою смету на фурнитуру, которая может и превышать выданную дизайн-студией. Согласования могут длиться долго…
Технолог на производстве обязан разделить пошив изделия на неделимые операции — на швейных фабриках конвейер, одна швея выполняет 2—3 таких операции. При пошиве образца технолог на производстве может заметить какие-то погрешности в технологии или ее несоответствие имеющемуся оборудованию. Свои замечания он излагает в письме, сопровождающем отшитый образец в дизайн-студию. Кстати говоря, образец из дизайн-студии вместе со спецификациями высылается обычно за месяц до планируемого запуска в производство, а пошитый на производстве брат-близнец должен появиться в дизайн-студии не менее чем за неделю до этого срока.

После изготовления пробных изделий и внесения определенных изменений они часто отдаются на испытание тем, для кого предназначены — например альпинистам (изделия марки BASK) или прорайдерам (марка LMA). Они пишут свои отзывы, и опять же по их желанию те или иные детали могут быть изменены.

РЕПОРТАЖ ИЗ ЦЕХА

Как же, собственно, шьют одежду на производстве? На фабрике швеи работают на конвейере, шьются сначала мелкие детали (кармашки, вставки), а затем только модель собирается в единое целое. Важный этап — проклейка швов. Она производится на специальной машине при температуре около 370 градусов (для каждой ткани технология немного отличается). При проклейке специальное покрытие ленты под воздействием температуры пропитывает ткань, поэтому проклеенный шов всегда будет герметичным. Ткань на коленях и локтях более прочная и часто эластичная — в спортивных и альпинистских моделях эти зоны анатомичные, что, во-первых, делает одежду более удобной, а во-вторых, защищает самые уязвимые места от протирания и разрывов.
Чтобы поставить кнопку, в намеченном месте сначала пробивается дырочка, а потом на другой установке доходит очередь и до заклепки.

Не последний по значению этап — вышивка логотипа. «Баск» использует современное немецкое вышивальное оборудование ZSK. Вышивание автоматизировано. Это значит, что сначала в компьютер закладывается рисунок будущей вышивки, задаются все параметры, например ширина и тип стежка. Написание программы вышивки занимает несколько дней. Только представьте, что в средней по величине круглой эмблеме больше тринадцати тысяч стежков! Причем не сплошь одинаковых, а разных по длине и направлению.

Вопрос руководителю вышивального участка экспериментального цеха фирмы «Баск» Дмитрию Пименову. МНОГО ЛИ ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ НА ТО, ЧТОБЫ С ПОЛНОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ ЗАЯВИТЬ «А Я ЕЩЕ И НА МАШИНКЕ ВЫШИВАТЬ УМЕЮ!»?

Ответ: Если это наша машинка, то порядка полугода. То есть, конечно, когда программа заложена и машина запущена, делать особо нечего — процесс автоматизирован. Но вот на то, чтобы научиться грамотно составлять программу для машины и справляться с разными внештатными ситуациями, уходит минимум 6 месяцев. Вообще чему-то новому можно учиться постоянно, и производство одежды — не исключение.

ЗА КАЧЕСТВО — ОТВЕЧАЮ!

Важный вопрос — как происходит контроль качества высокотехнологичной одежды? Во-первых, изделия проверяют на производстве, там своя годами установившаяся система контроля. Мастер ведет контроль работы в швейном цеху; кроме того, пуховые изделия проходят дополнительную проверку перед набивкой пухом. При упаковке все изделия проходят ОТК-проверку. Второй контроль проводится фирмой-заказчиком. Из каждой партии технолог выборочно проверяет ряд изделий, причем при несоответствии могут забраковать всю партию.
Плюс к этому функциональная одежда постоянно проверяется тестерами в разнообразных походах, соревнованиях, экспедициях.

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ…

Деликатный вопрос — как и кто определяет, с какой суммой на ценнике увидит одежду покупатель? Конечно, у разных компаний-производителей разный подход. Принципиально их может быть два: в первом случае цена формируется модой и маркетинговыми соображениями, во втором — отталкивается от себестоимости.

Вопрос директору фирмы «Баск» Владимиру Федоровичу Богданову. КАК У ВАС ФОРМИРУЕТСЯ ЦЕНА НА ОДЕЖДУ?

Ответ: Мы идем от себестоимости. Подсчитывается стоимость ткани, фурнитуры, пошива, затрат на разработку. Доля маркетинговых решений у нас небольшая. Придя в наш магазин, покупателю легко ориентироваться — более дорогая модель всегда более функциональна, то есть сделана из материалов с более высокими показателями, в ней использовано больше специальных технологий, более сложный крой. Для высокотехнологичной одежды, в отличие от городской, это обычная практика.

ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ…

Итак, готовые модели поступают в магазин. Какую же куртку выбрать? Конечно, надо исходить из того, зачем она нужна. Начнем сверху, то есть с альпинистов.
В том, чтобы от гор остались феерические впечатления, не последнюю роль играет одежда. Какие же особенности кроя и материалов востребованы в альпинизме?

Технологические особенности кроя
Альпинистские куртки спереди короче, чем сзади (для удобства пользования подвесной системой), имеют усиления на локтях и плечах, что повышает износостойкость, снабжены вентиляционными молниями, что способствует отводу тепла и пара при больших нагрузках (например на сложном подъеме). Большое значение имеет расположение карманов: они должны быть легко доступными для удобства альпиниста, поскольку свобода движений подчас ограничена, особенно когда поверх куртки надет рюкзак. Карманы на уровне бедра или пояса для альпиниста неудобны, гораздо более подходящее для карманов место — грудь.
Регулируемый капюшон с козырьком, защищающим от дождя и снега, должен иметь возможность надеваться поверх каски.
В гардеробе нужны также брюки-самосбросы (брюки с боковой молнией, идущей вдоль всей штанины, дает возможность снять или надеть штаны, не снимая ботинок), непромокаемые и не стесняющие движения. При этом низ штанины должен быть дополнительно укреплен для защиты от «кошек». Разумеется, все швы должны быть проклеенными.

Материалы
В куртках для альпинистских экспедиций и ледовых восхождений обязательно используется мембранная ткань с хорошими характеристиками (влагостойкость, «дышащая» способность), а также прочная ткань для усиления зон, подверженных повышенному износу (колени, локти).
Для высотного альпинизма в основном используют пуховки, и в данном случае повышенные требования предъявляют к качеству пуха. Немаловажную роль играет ткань, основное назначение которой — удерживать пух и защищать его от влаги. Это не всегда мембранная ткань. Существует мнение, что в условиях сильных морозов и высокой влажности воздуха характеристики мембраны ухудшаются.

Цвета
Альпинистская одежда имеет яркую расцветку — красная, желтая, оранжевая, ярко-синяя. Эти цвета характерны для экстремальной одежды: она должна быть заметной, это значительно повышает безопасность. В альпинизме на первом месте — функциональность, мода лишь после нее.

ПЕШИЙ ТУРИЗМ

Любители прогулок под рюкзаком также не должны быть обделены высокотехнологичной одеждой. Ведь в мокрой, жаркой или продуваемой всеми ветрами одежде будет уже не до красот природы…

Технологические особенности кроя
Одежда для пешего туризма должна быть легкой и удобной. Слово «легкая» имеет особенный смысл, который многие понимают правильно уже после нескольких дней похода. В пешем туризме, в отличие от того же альпинизма, где продукты и не нужные на данный момент вещи спокойненько хранятся в альплагере, все это приходится таскать на себе. Конечно, часто маршрут составляется кольцами, предусматриваются закладки и так далее, но борьба с лишними граммами (не на фигуре, а в рюкзаке) практически неизбежна. Выбрасываются лишние листочки в блокноте, сливается шампунь, побыстрее достается и съедается «сюрприз» — злополучный килограмм халвы, который немилосердно оттягивал плечи… Поэтому то, что куртка облегчена на 100 граммов — вполне «весомый» аргумент в ее пользу.

Большое значение имеет количество карманов и их расположение. Их должно быть столько, чтобы поместились необходимые мелочи, но при этом они должны быть легко доступны, когда турист идет с рюкзаком (лямки рюкзака не должны затруднять доступ к карманам). Контактные зоны должны быть усилены более прочной тканью, все швы — плоские, чтобы не натирали.
Нагрузка в течение дня распределяется неравномерно (марш-бросок, привал, стоянка в лагере), поэтому вентиляционные клапаны на туристической одежде как нельзя кстати.
Если капюшон куртки складной или отстегивающийся, это делает ее более удобной и легко адаптируемой к погодным условиям.

Материалы
Верхний материал должен обеспечивать защиту от ветра и влаги, ведь смена погоды может быть внезапной. Как правило, используется ткань с пропитками или мембранные ткани.

Цвета
Ничем не ограничиваются. Хотя в горном туризме, безусловно, разумен выбор ярких «альпинистских» цветов по аналогичной причине.

СНОУБОРД

Сноуборд — модный вид спорта, поэтому помимо функциональности одежда должна еще соответствовать модным тенденциям.

Технологические особенности кроя
Свобода движений должна обеспечиваться широким кроем куртки и штанов. Однако не лишними будут стяжки в нижней части куртки и по талии, дающие возможность затянуть или ослабить куртку.
Куртка должна иметь удлиненную заднюю часть, так как сноубордисты часто сидят на снегу или отдыхают, стоя на коленях. По этой же причине опорные точки (колени, локти и «пятую» точку) усиливают более прочными тканями. Рукава должны быть длиннее, чем у обычной куртки, чтобы не задирались, когда поднимаешь руки.
Внутренняя снегозащитная юбка препятствует забиванию снега и задуванию ветра. Чтобы юбка не скользила и не задиралась при падении, по нижней части идет резинка, фиксирующая юбку по бедрам. От попадания снега в рукава сноубордиста защищают манжеты на «липучках», а иногда даже вшитые в рукава теплые полуперчатки. Капюшон со снегозащитным козырьком, как правило, регулируемый и съемный (может убираться в воротник).

Вентиляционные клапаны обеспечивают комфорт при активном движении. В сноубордической куртке, как и в горнолыжной, имеется много карманов: для очков, шапки, телефона, денег и т.д. На рукаве — прозрачный кармашек для ски-пасса.
Как и в одежде для лыжников, в одежде для сноуборда важен анатомический крой рукавов и штанин.

Материалы
В высокотехнологичных моделях используются мембранные ткани, в моделях попроще — ткани с водоотталкивающей пропиткой или напылением. Все контактные зоны усиливаются прочными износоустойчивыми материалами.

Цвета
В отличие от яркой горнолыжной одежды, для сноубордической характерны приглушенные блеклые цвета: бежевый, серый, хаки, зеленый, светло-коричневый, грязно-бордовый и т.д. Хотя выбор цветовой гаммы зачастую зависит от моды, а мода постоянно меняется.

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Технологические особенности кроя
Горнолыжник активно двигается, поэтому крой в области колен и локтей должен быть анатомический (допускающий сгибание рук и ног без ограничения свободы движений). Впереди куртка должна быть короткой или иметь двустороннюю «молнию» и расстегиваться снизу, чтобы не мешать при катании.
Случается, что лыжник теряет равновесие. Усиления — дополнительные накладки на локтях и коленях — обеспечивают износостойкость этих областей при падении. А для того чтобы снег не забивался под одежду и не задувал ветер, манжеты куртки должны плотно прилегать к запястьям. Куртка может быть снабжена внутренней юбкой, которая также не дает снегу и ветру пробраться к телу.

Катание на горных лыжах — это чередование периодов активной нагрузки и пассивного отдыха. Вентиляционные клапаны не позволяют «перегреваться» во время активных действии и замерзнуть при отдыхе (если застегнуть молнию).
Важная деталь одежды — регулируемый капюшон (иногда бывает складной, сворачивается внутрь воротника), с козырьком, защищающим от снега и дождя. Бывают капюшоны анатомического кроя (хорошо прилегают к голове благодаря крою или наличию вставок из лайкры), это дает возможность полноценного обзора.
Все любят удобство, поэтому в одежде приветствуется множество карманов (для мобильного телефона, денег, кредитных карточек, маски и прочих мелочей), а также петель на куртках для крепления перчаток. На рукаве — прозрачный кармашек для ски-пасса.

Материалы
Верхнюю горнолыжную одежду, как правило, шьют из мембранных тканей или тканей с напылением/пропиткой (менее дорогой вариант). Мембраны защищают от снега, дождя и ветра и «дышат», обеспечивая терморегуляцию тела. Плюс опорные места куртки и брюк (локти, колени и т.д.) усиливаются тканями из более прочных материалов, которые защищают мембранную ткань от механических повреждений.
Горнолыжную одежду для соревнований шьют из эластичных материалов, что обеспечивает свободу движений.

Цвета
Для горнолыжной одежды характерны яркие цвета: красный, оранжевый, голубой, часто в сочетании с черным, синим или белым. Яркая одежда более безопасна — не даст затеряться на белоснежном фоне.
Кроме высокотехнологичной существует и модная горнолыжная одежда, при пошиве которой большее внимание уделяется дизайну и расцветке. Это для тех, кто идет на гору «себя показать» и относится к горным лыжам не как к спорту, а как к отдыху. Это мода, и цвета здесь соответствуют модным тенденциям.

РЫБАЛКА

Зимняя рыбалка предполагает минимум двигательной активности, сопровождается слабым потоотделением. Значит, отводить влагу не надо, а вот «греть» (точнее сохранять тепло) — необходимо.

Технологические особенности кроя
Идеальный вариант — куртка и штаны с утеплителем, синтетическим или натуральным. Пуховка должна быть теплой (не обязательно легкой, ведь рыбак чаще стоит на месте, чем двигается), удобной, обеспечивающей комфортное пребывание в течение длительного времени. Желательно с утепленным капюшоном. Поменьше кнопок и молний, лучше застежки, это которые «работают» даже при сильном морозе.
Требования к брюкам — аналогичны.

Материалы
Важно качество (теплоизолирующие свойства) пуха или утеплителя. Верхняя ткань тоже имеет значение, требования к ней — удерживать пух и защищать от промокания в случае снега или дождя.

Цвета
Расцветка одежды определяется личными пристрастиями рыбака. Как правило, это темная одежда, на которой незаметны загрязнения. Часто используется камуфлированная ткань.

На летней рыбалке пуховка, конечно, не нужна, зато необходима защищающая от ветра куртка. Ведь возле водоемов часто сильный ветер, а если ловить с лодки, то тем более. На более темной ветровке незаметны загрязнения, зато она лучше притягивает солнечные лучи, так что посреди большого озера (в случае ловли с лодки) может быть очень жарко даже при ветреной погоде.