Вы здесь

Археология

Во все времена человечество старалось зафиксировать основные и важные события. В наше время мы пишем книги и снимаем документальные фильмы. А наши далекие предки оставляли наскальные изображения — петроглифы. В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, ритуальных масок. Позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.
На Алтай неоднократно приходили искатели сокровищ, золота скифов, «бугровщики» и люди науки. Я порылась в книгах и составила материал в хронологическом порядке: от начала археологических экспедиций до настоящего времени. Всем, кому интересна археология и история Алтая, рекомендую. Одним из первых, прикоснувшихся к прошлому тюрков и опубликовавших свои работы, был профессор Дерптского университета К.Ф.Ледебур. Ученый давно мечтал посетить далекую и загадочную горную страну, скрытую в глубинах Азии. Летом 1826 года он с небольшой экспедицией вступил в пределы Горного Алтая.
В 1993 году на плато Укок (Республика Алтай) Южноалтайским отрядом Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Н. В. Полосьмак было открыто «замерзшее» погребение пазырыкской культуры с сохранившейся мумией женщины. Это стало событием не только для отечественной, но и для мировой археологии. Удививительно было то, что «замерзшее» погребение не было нарушено, как обычно бывало. Это позволило впервые увидеть в неприкосновенности древнее захоронение со всеми деталями и особенностями погребального обряда, со всем комплексом вещей, более двух тысяч лет назад положенных в могилу.
Огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке, около 2500 лет тому назад были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы — саками.
В 1924 г. С.И.Руденко впервые приехал на Алтай. Ему шел сороковой год. Позади было много лет плодотворной напряженной работы в антропологии, этнографии и археологии. Именно в чрезвычайно широком подходе ученого к историко-этнографическим вопросам, в тесной увязке их с естественно-географическими условиями и проявилось своеобразие Руденко-историка.
Двадцать пять лет назад благодаря находке парного погребения древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, родине знаменитой «алтайской принцессы», родилась гипотеза об алтайских амазонках. Антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушка возрастом 16 ̶ 17 лет, хотя всегда подчеркивали ее «неженские» черты.
Принце́сса Уко́ка — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак Ак-Алаха-3 на плато в курганеУкок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.   В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.
В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи лишь несколько раз находили только в женских погребениях V-III в. до н.э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном Урале.